Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Образцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.Воронихина«Образцовое» строительство или строительство по типовым проектам получило в России широкое распространение в начале XVIII в. в связи с возведением новой столицы — Санкт-Петербурга. Перед зодчими встала проблема «регулярности» в планировке нового города и типизации в проектировании обывательских домов. Для осуществления этих задач были созданы специальные органы, которые руководили таким строительством не только в Петербурге, но и в общегосударственном масштабе. Сначала это была Канцелярия городовых дел, окончательно сформировавшаяся к 1712 г., затем в 1723 г. переименованная в Канцелярию от строений Санкт-Петербурга. В 1714 г. были выполнены первые «образцовые» проекты архитектором Д. Трезини, рассчитанные на три категории: «именитых», «зажиточных» и «подлых». «Образцовые» проекты способствовали формированию единого архитектурного облика города, позволяли создавать экономичные и технически грамотные сооружения с соблюдением санитарных норм. В 30 — 40 е годы ХVIII в. в столице строится все больше каменных домов, что приводит к изменению внутренней планировки и новому декоративному решению фасадов. В связи с этим разрабатываются новые «образцовые» проекты, а Канцелярия от строений Санкт-Петербурга переименовывается в 1737 г. в Комиссию о Санкт-Петербургском строении. Знаменательным этапом в развитии «образцового» строительства является 1762 г., когда была создана Комиссия о строении Санкт-Петербурга и Москвы. Состав ее неоднократно менялся, председателями были высшие сановники, а архитектурно-планировочные работы возглавляли архитекторы. Сначала это был А. В. Квасов, затем И. Е. Старов, а с 1774 г. до роспуска Комиссии в 1796 г. Иван Лейм. Бригада архитектурных помощников набиралась из Академии наук и Академии художеств. В разные годы под руководством Ивана Лейма работали Гаврила Беленинов, Иван Иванов, Петр Демидов, Григорий Дмитриев, Ларион Шалин, Виктор Фирсов, Петр Булганский, Яков Рампау, Петр Алексеев, Алексей Иванов, геодезист Михаил Фонвизин. Они проделали огромную работу по созданию более 400 планов новых городов, перепланировке старых и составлению новых «образцовых» проектов жилых домов. С 1770 г. использовалось восемь типов «образцов»: «1. Каменным сплошным и несплошным домам.
Эти восемь типов фасадов прилагались к каждому новому плану города. Они были так спроектированы, что давали возможность варьирования. При фасадах не 'было планов, а «наружные украшения, внутренние расположения и задние на дворы фасады»з можно было делать на усмотрение хозяев. Огромная роль Комиссии в создании новых городов России, их регулярной застройке очевидна. Только в 1794 г. было отменено обязательное строительство по «образцам» Комиссии. С развитием классицизма фасады этой серии несколько устарели и перестали отвечать требованиям времени. Впервые эти «образцы» были отклонены Екатериной II при утверждении плана города Выборга в августе 1794 г. Новый генеральный план застройки Выборга был сделан в связи с тем, что 21 июня 1793 г. в результате огромного пожара в городе сгорело около 200 каменных и деревянных домов казенных и жилых. Среди них православный собор, приказ общественного призрения, государственное казначейство, дом народного училища и др. Губернатор Выборга Гинцель в своем докладе Комиссии в июле 1793 г.4 справедливо указывал на необходимость учитывать при составлении нового плана рельеф местности, наличие старинных построек древнего города, необходимость использования в целях экономии остатков сгоревших зданий. Новый план города был представлен на утверждение И августа 1794 г. Из письма генерал-майора, статс-секретаря Василия Попова председателю Комиссии о строении Санкт-Петербурга и Москвы гр. П. В. Завадовскому от 15 августа мы узнаем, что «представленный Е. И. В. при докладе от комиссии строения Санкт-Петербурга и Москвы план Выборга, высочайше ныне конфирмованный, имею честь сим препроводить к Вашему сиятельству, кроме принадлежащих ко одному примерных партикулярным домам и лавкам фасад, которого благоугодно было E. И. В. приказать переделать архитектору Гваренгию <...»> ~
Ровно через десять дней, 24 августа чертежи Кваренги были «апробованы», Екатериной II, т. е. утверждены, о чем свидетельствует письмо из Комиссии к правителю Выборгской губернии кн. Мещерскому: «Тайный советник, сенатор кавалер граф Завадовский в комиссии предложил полученные при письме от генерал-майора и кавалера Попова высочайше Е. И. В. опробованные сего августа 24 дня фасады домам и лавкам, зделанные архитектором Гваренгием принадлежащие к плану Выборга высочайше в 15 день сего года конфирмованному, которым для исполнения при сем препродить копии». Выводы из этих сведений были опубликованы в 1961 г. в книге «Образцовые проекты в жилой застройке русских городов XVII — XIX». Там же воспроизведены чертежи фасада, спроектированные и подписанные Иваном Леймом, которые и были отклонены Екатериной II. Авторам этого большого труда Е. Белецкой, Н. Крашенинникову, Л. Чернозубовой и И. Эрн не удалось тогда найти чертежей Кваренги. В фонде Центрального гос. исторического архива г. Ленинграда сохранилась одна из копий с чертежа Кваренги (с. 493 — 498) и именно та, на которой написано рукой статс-секретаря, подносившего чертеж на утверждение Екатерине I I: «Высочайше апробован августа 24 дня 1794 году» — и к названию «Фасады примерный против строящихся городов, для построения каменных и деревянных домов» той же рукой дописано слово «в Выборге». В данном случае чертеж подносил Василий Попов. Его же рукой на чертежах Ивана Лейма написано, во-первых, слово «в Выборге» и резолюция: «отклонен и сделан фас архитектором Гваренгием авг. 24 1794». Сравнение проектов Ивана Лейма и Дж. Кваренги показывает, что в чертежах №№ 1 — 5 Кваренги, сохранив размеры, пропорциональные отношения, разбивку осей, изменил пластику фасадов. Декоративные элементы в проекте Лейма — широкие наличники, выделение ризалитов небольшого выноса, фронтоны, вертикальные членения, идущие от барочной архитектуры, Кваренги заменил классической обработкой фасадов. Он заметно усилил горизонтальные, а не вертикальные членения, ввел «ленточный» руст, тяги, карнизы. Лишив оконные проемы наличников, выявив их форму, Кваренги создал четкий единый ритм горизонтальных членений, что особенно чувствуется в «сплошных» фасадах большой протяженности-образец № 1. Но и в образцах №№ 2 — 5, где количество оконных проемов невелико, также тягами, рустом, сандриками подчеркнута горизонтальность членений. В чертежах №№ 6 — 8, составляющих вторую группу домов с лавками, Кваренги изменил не только декорировку фасадов, но и пропорциональную систему отношений. В образце № 6 — «каменные дома с лавками» — архитектор увеличил высоту первого этажа, сделал лестницы, ведущие к дверям, выделил импостами переход от прямоугольной формы к полуциркульному завершению проемов. Решение второго этажа дано в двух вариантами сандриками и без них. В образце № 7-«торговые лавки на первый случай в один этаж» — композиция фасада переделана коренным образом. Аркада, состоящая из двух арок, объединяющих по два окна, довольно широкая и низкая, заменена высокими арками, включающими в себя один проем, завершенный трехчастным венецианским окном. Между арками помещены по вертикали две неглубокие ниши, перерезающие рустовку стены. Кроме того, лавки перекрыты двускатной крышей. К этому проекту близки некоторые проекты гостиных дворов Кваренги, сохранившиеся среди его многочисленного графического наследия. Близко это решение и фасадам пакгаузов на Васильевском острове, которые были построены несколько позже, в 1795 — 1797 гг., по проекту Кваренги. Вот что пишет об этих зданиях, чертежи которых не сохранились, М. В. Иогансен: «Корпус пакгаузов представлял собой постройку с мощным цокольным этажом <...> Он служил надежным основанием остальной части здания, где размещались главные складские помещения. Решение фасадной стены этого этажа строилось на ритмичном повторении контрастных членений. Одно включало гладкую нишу, прорезанную окном прямоугольной формы с полуциркульным завершением, другое состояло из рустованной стены, в которой размещалось два ряда ниш». Удачно найденный прием оформления торговых лавок для Выборга четко прослеживается в разработке фасадов пакгаузов. В образце № 8 — «со временем надстроить и другой этаж» — Кваренги надстраивает не второй ряд лавок, как у Лейма, а жилые помещения, аналогичныекомпозиции № 6, т. е. у Кваренги № 4 это «каменные дома с лавками». Выборг быстро отстраивался после пожара, и уже к 17 ноября 1794 г. «по конфирмованному 24 августа 1794 плану вновь выстроены в городе каменных домов 5, в предместьях деревянных 24, исправлено починкою 27, на старом фундаменте новое здание 4». Эти данные приводятся в отчете в Сенат правителя Выборгской губернии кн. Щербатова.
Начало XIX в. стало новым этапом в развитии «образцового» строительства. В это время разрабатываются многие образцы» не только частных, но общественных зданий, станционных домов, церквей, тюрем, домов вице-губернаторов, присутственных мест и др. К созданию «образцовых» проектов были привлечены К. И. Росси, В. П. Стасов, В. И. Гесте. Значительную работу в этом правлении в начале века проделали дающиеся зодчие A. Д. Захаров и Тома де Томон. До настоящего времени не было известно о работе в этой области крупнейшего русского архитектора А. Н. Воронихина. В архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи удалось найти материалы, показывающие деятельность Воронихина и области «образцового» строительства. В «Циркулярном предписании Министра внутренних дел к гражданским губернаторам о построении вновь и исправлении старых для кавалерийских лошадей конюшен с 11 планами и сметою, полученные при указе военной коллегии 11 числа марта 1804 года» сказано: «Из дошедших до некоторых воинских начальников донесений усмотрено, что во многих местах ~ ~ устроены конюшни для кавалерийских полков не соответственно тому расположению, какое в оных для удобного положения нужно. На сей конец Е. И. В. угодно было повелеть, чтобы составлены были здесь планы и описания конюшен, какие должны быть построены по разлив ию местных удобностей в материалах, планы сии суть четырех родов: 1, для построения конюшен каменных 2, деревянных тесаных 3, деревянных бревенчатых 4, из пластин или мазанок Е. И. В. по утверждении сих планов высочайше указать соизволил препроводить оные вместе с описаниями ко всем начальникам тех губерний, в коих квартируют кавалерийские полки».
К предписанию приложены сметы и описания «Каким образом удобнее построить конюшни каменные, деревянные бревенчатые, из пластин и мазанки по данному плану». Под каждой сметой и описанием надпись: «На подлинном подписал архитектор Воронихин». После смет и описаний к делу приложены 11 чертежей, на каждом из которых написано: «С подлинным сверял инженер-майор Ракуза». Чертежи, так же как сметы и описания, даны в копиях:
Как видно из перечня чертежей, проект был разработан в полном составе, даны планы, разрезы, фасады и конструкции. В основе всех типов конюшен лежит единый план. В центре продольной стороны расположен сквозной проезд, с поперечных сторон по два выхода, так как внутри здание разделено на две части глухой стеной. Вдоль стен продольной стороны расположены стойла, по осям входов с поперечной стороны оставлены широкие удобные проходы. Основной прием оформления фасадов каменных конюшен повторен во всех других их типах. Решение протяженного продольного фасада сдержанно и монументально, пропорциональные отношения глубоко продуманны. Основным организующим принципом является четкий ритм рустованных столбов, решенных наподобие контрфорсов, окон, освещающих стойла, полуциркульных окон сенников, слуховых окон и вентиляционных труб. Центральный вход выделен широким рустованным ризалитом и большим полуциркульным окном над ним. Прием решения фасада каменных конюшен дал возможность вариантного использования форм в соответствии со строительным материалом. В конюшнях деревянных, тесаных и бревенчатых, из пластинника и даже мазанковых сохранен ритм и пропорциональные отношения с некоторым упрощением форм. Ограниченный рамками функционального назначения зданий, Воронихин создал прекрасный образец архитектуры утилитарного назначения.
Изготовление копий со смет, описаний и чертежей говорит о том, что они действительно рассылались по всем губерниям России, где стояли кавалерийские полки. О реализации этих проектов докладывал в 1808 г. военный министр Аракчеев. «Во многих губерниях устроены от земли конюшни кавалерийских полков или конных артиллерийских батарей, от земли назначены ремонт и содержание оных <...>». Сейчас трудно сказать, где именно они были построены, но опубликование неизвестных до сих пор чертежей Воронихина может способствовать выяснению этого вопроса. Вслед за сооружением «образцовых» конюшен упорядочено было и строительство других полковых строений для всех родов войск. «Образцовые» чертежи были утверждены всего через полгода после утверждения «образцовых» проектов конюшен. В рапорте министра сухопутных сил в сказано: «<...> благоугодно было Е. И. В. высочайше повелеть, чтобы составлены были всем тем строениям по приметы опробованных уже конюшням кавалерийских полков чертежи <...>» Из слов видно, что чертежи Bopoнихина служили примером для разработки «образцовых» проектов самых разных видов зданий — казарм, складов, манежей и др. Это значит, что они отвечали не только функциональным, но и эстетическим требованиям времени.
Необходимо также подчеркнуть, что Воронихин создал первые в России «образцовые» проекты для зданий утилитарного назначения и заложил основы развития сооружений такого типа в будущем. Вновь найденные «образцовые» чертежи Дж. Кваренги и А. Н. Воронихина открывают новую страницу в творчестве выдающихся архитекторов, дают возможность специалистам правильно оценить роль их проектов в развитии «образцового» строительства и помогут поиску оригиналов чертежей Дж. Кваренги и А. Воронихина. Н.В.Мурашова Литература: Следующая страница: Собрание графики научной библиотеки Тартусского университета
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |