Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия КиевскаяАрхитектурные и строительные особенности Софийского собораМозаики Софийского собораФрески Софийского собораРеставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII векаСофийская колокольняЗдания и сооружения Софийского монастыряСофийский заповедник в послевоенный период
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



София Киевская

В Киеве — одном из древнейших славянских городов — сохранилось много архитектурных памятников, имеющих общемировое значение. Среди них ведущее место занимает комплекс памятников архитектуры XI — XVIII вв., расположенных на территории Софийского монастыря. Здесь на площади более 5 га размещаются сооружения, отражающие лучшие достижения древнерусского и украинского зодчества, живописи, мозаики, резьбы по камню и дереву.

Среди памятников этого комплекса выделяется своей высококачественной архитектурой, мозаиками и фресковой живописью всемирно известный Софийский собор, так называемая София Киевская, построенная в 1037 году. Значительное место в архитектурном комплексе занимают также Софийская колокольня (начало XVIII в.), трапезная или Малая София (первая половина XVIII в.), бывший митрополичий дом, южная въездная башня и брама Заборовского (середина XVIII в.), здания бывших братского корпуса и бурсы (вторая половина XVIII в.) и др.

В 1934 г., принимая во внимание огромное историческое и художественное значение этого архитектурного комплекса, Советское правительство объявило Софийский монастырь Государственным архитектурно-историческим заповедником.

Софийский монастырь
Софийский монастырь

При возведении в 1037 г. величественного, богато украшенного Софийского собора в Киеве преследовало цель внушить веру в незыблемость княжеской власти, феодального строя и религии, исключительной пышностью и блеском внутреннего убранства, церковных обрядов и служб поразить как собственный народ, так и проникающих на Русь путешественников, послов, военных. Однако Софийский собор был не только главным христианским храмом Древней Руси, резиденцией правителей «митрополии русской», но и общегосударственным центром новой культуры. При соборе был создан центр летописания и основана первая на Руси библиотека. Здесь происходили также торжественные церемонии, государственные акты вступления князя на великокняжеский престол, приемы послов и т. п.

Софийский собор в Киеве — мемориальный памятник славы русского оружия, воздвигнутый на месте одной из крупнейших битв XI века (1036г.), в которой русские войска под предводительством князя Ярослава одержали блестящую победу над самым злейшим степным врагом того времени — печенегами.

На протяжении многих лет Софийский собор был также местом погребения некоторых князей и митрополитов. В 1054 г. в соборе в мраморной гробнице похоронен основатель храма — великий князь Ярослав Мудрый, в 1093 г.— его сын Всеволод и внук Ростислав Всеволодович, в 1125 r. Владимир Мономах, а в 1154 г.— его сын Вячеслав Владимирович.

По своему величественному архитектурно-художественному облику, совершенству архитектурных форм и композиций, по грандиозным для того времени масштабам и высокому мастерству архитектурно-декоративной отделки София Киевская не уступает ни одному из самых выдающихся архитектурных памятников мира, возведенных в тот период.

Предположения исследований о мастерах-строителях Киeвскoгo Софийского собора так же, как и о мастерах росписи и художественно-декоративного убранства остаются довольно спорными и противоречивыми. Многие исследователи считают, что вся культура Киевской Руси целиком заимствована из Византии, ряд зарубежных ученых продолжает упорно отстаивать эту точку зрения. Советские, а впоследствии российские и украинские ученые на основе глубокого и всестороннего изучения конкретной исторической обстановки, в условияx которой осуществлялось строительство Киевского собора, анализа его своеобразных архитектурных форм и художественно-декоративного убранства, пришли к выводу, что хотя культурные связи Киевской Руси с Византией имели огромное значение, все же древнерусские мастера не слепо перенимали греческое искусство. Элементы византийской культуры творчески осваивались и приобретали национальный характер.

Софийский монастырь. План расположения объектов
Софийский монастырь. План расположения объектов

На примере Софии Киевской ярко видно, как киевские зодчие, отходя от канонов византийского искусства и опираясь на местные традиции, создавали свой стиль, свои формы.

В Софии Киевской — наиболее выдающемся произведении древнерусского искусства — архитектура, живопись, скульптура слились в такой целостный ансамбль, который навсегда останется одним из совершеннейших монументальных памятников своей эпохи.

Архитектурные и строительные особенности Софийского собораАрхитектурные и строительные особенности Софийского собора  
За время своего более почти тысячелетнего существования Софийский собор неоднократно подвергался пожарам и разграблениям, переделкам и обновлениям, поэтому его внешней архитектурный вид значительно изменился. Там не менее под всеми позднейшими наслоениями хорошо сохранились его прежние формы, что дало возможность исследователям определить первоначальный вид собора.

Мозаики Софийского собораМозаики Софийского собора  
Большая часть убранства Софийского собора дошла до нашего времени. Особенно хорошо сохранились всемирно известные софийские мозаики. Из всех сохранившихся в мире древних мозаик мозаики Софии Киевской являются самым подлинным памятником монументальной живописи XI в., ибо они никогда не переделывались и не дополнялись реставраторами, лишь закреплялись и расчищались от пыли, копоти и позднейших записей, что возвращало им многокрасочную свежесть первоначального состояния.

Фрески Софийского собораФрески Софийского собора  
В Софийском соборе сохранился самый богатый и наиболее полный для XI в. комплекс фресковой живописи. Техника фресковой живописи обеспечивает сохранность росписи на протяжении многих столетий, но она сложна. Художник, работая красками по сырой штукатурке, должен успеть сделать рисунок во всех деталях до того, как просохнет штукатурка. Это требовало от мастеров живописи быстроты и точности в работе.

Реставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII века  
В 1240 г. татаро-монгольские полчища под предводительством хана Батыя напали на Киев. Преодолев упорное сопротивление киевлян, Батый разрушил Верхней город (город Владимира и Ярослава), уничтожил Десятинную церковь, в которой укрылись последние защитники Киева, разграбил и сжег монастыри и дворцы.

Софийская колокольняСофийская колокольня  
Первым новым каменным сооружением, возведенным на Софийском подворье в 1699 — 1707 гг. (одновременно с отстройкой Софийского собора), была монументальная Софийская колокольня, которую прежде называли триумфальной. В 1709 г. у ее стен жители Киева встречали Петра I возвращавшегося после Полтавской победы.

Здания и сооружения Софийского монастыряЗдания и сооружения Софийского монастыря  
На юг от Софийского собора, слева от входа на территорию заповедника через арку колокольни, расположена бывшая монастырская трапезная, построенная в 1722 — 1730 гг. Одним из интереснейших образцов гражданского каменного зодчества первой половины XVIII в. является бывший митрополичий дом, расположенный на запад от Софийского собора. На запад от митрополичьего дома, в каменной ограде Софийского заповедника, уцелели остатки въездных ворот, дошедшие до нас под названием брамы Заборовского. На север от Софийского собора расположено здание Софийской бурсы, построенное в 1763-I. Это двухэтажное с подвалом каменное сооружение, имеющее в плане форму прямоугольника длиной I07.75 м, с двумя выступами (ризалитами) на главном фасаде.

Софийский заповедник в послевоенный период  
Вероломное нападение фашистских захватчиков Советский Союз нанесло огромный ущерб многим сокровищницам нашей культуры, в том числе и Софийскому музею. Оккупанты вывезли из собрания Софийского музея 14 фресок бывшего Михайловского златоверхого монастыря, представляющих собой редчайший, мирового значения памятник средневековой живописи, Софийский фотоархив и многие другие замечательные музейные ценности.

Литература: Н.И.Кресальный. «София Киевская». Изд-во «Будiвельник», 1967


 • Начало   • История   • София Киевская  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Борис Кустодиев Арт-терапия Михаил Врубель 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта