Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия КиевскаяАрхитектурные и строительные особенности Софийского собораМозаики Софийского собораФрески Софийского собораРеставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII векаСофийская колокольняЗдания и сооружения Софийского монастыряСофийский заповедник в послевоенный период Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | София КиевскаяВ Киеве — одном из древнейших славянских городов — сохранилось много архитектурных памятников, имеющих общемировое значение. Среди них ведущее место занимает комплекс памятников архитектуры XI — XVIII вв., расположенных на территории Софийского монастыря. Здесь на площади более 5 га размещаются сооружения, отражающие лучшие достижения древнерусского и украинского зодчества, живописи, мозаики, резьбы по камню и дереву. Среди памятников этого комплекса выделяется своей высококачественной архитектурой, мозаиками и фресковой живописью всемирно известный Софийский собор, так называемая София Киевская, построенная в 1037 году. Значительное место в архитектурном комплексе занимают также Софийская колокольня (начало XVIII в.), трапезная или Малая София (первая половина XVIII в.), бывший митрополичий дом, южная въездная башня и брама Заборовского (середина XVIII в.), здания бывших братского корпуса и бурсы (вторая половина XVIII в.) и др. В 1934 г., принимая во внимание огромное историческое и художественное значение этого архитектурного комплекса, Советское правительство объявило Софийский монастырь Государственным архитектурно-историческим заповедником.
При возведении в 1037 г. величественного, богато украшенного Софийского собора в Киеве преследовало цель внушить веру в незыблемость княжеской власти, феодального строя и религии, исключительной пышностью и блеском внутреннего убранства, церковных обрядов и служб поразить как собственный народ, так и проникающих на Русь путешественников, послов, военных. Однако Софийский собор был не только главным христианским храмом Древней Руси, резиденцией правителей «митрополии русской», но и общегосударственным центром новой культуры. При соборе был создан центр летописания и основана первая на Руси библиотека. Здесь происходили также торжественные церемонии, государственные акты вступления князя на великокняжеский престол, приемы послов и т. п. Софийский собор в Киеве — мемориальный памятник славы русского оружия, воздвигнутый на месте одной из крупнейших битв XI века (1036г.), в которой русские войска под предводительством князя Ярослава одержали блестящую победу над самым злейшим степным врагом того времени — печенегами. На протяжении многих лет Софийский собор был также местом погребения некоторых князей и митрополитов. В 1054 г. в соборе в мраморной гробнице похоронен основатель храма — великий князь Ярослав Мудрый, в 1093 г.— его сын Всеволод и внук Ростислав Всеволодович, в 1125 r. Владимир Мономах, а в 1154 г.— его сын Вячеслав Владимирович. По своему величественному архитектурно-художественному облику, совершенству архитектурных форм и композиций, по грандиозным для того времени масштабам и высокому мастерству архитектурно-декоративной отделки София Киевская не уступает ни одному из самых выдающихся архитектурных памятников мира, возведенных в тот период. Предположения исследований о мастерах-строителях Киeвскoгo Софийского собора так же, как и о мастерах росписи и художественно-декоративного убранства остаются довольно спорными и противоречивыми. Многие исследователи считают, что вся культура Киевской Руси целиком заимствована из Византии, ряд зарубежных ученых продолжает упорно отстаивать эту точку зрения. Советские, а впоследствии российские и украинские ученые на основе глубокого и всестороннего изучения конкретной исторической обстановки, в условияx которой осуществлялось строительство Киевского собора, анализа его своеобразных архитектурных форм и художественно-декоративного убранства, пришли к выводу, что хотя культурные связи Киевской Руси с Византией имели огромное значение, все же древнерусские мастера не слепо перенимали греческое искусство. Элементы византийской культуры творчески осваивались и приобретали национальный характер.
На примере Софии Киевской ярко видно, как киевские зодчие, отходя от канонов византийского искусства и опираясь на местные традиции, создавали свой стиль, свои формы. В Софии Киевской — наиболее выдающемся произведении древнерусского искусства — архитектура, живопись, скульптура слились в такой целостный ансамбль, который навсегда останется одним из совершеннейших монументальных памятников своей эпохи. Архитектурные и строительные особенности Софийского собора Мозаики Софийского собора Фрески Софийского собора Реставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII века Софийская колокольня Здания и сооружения Софийского монастыря Софийский заповедник в послевоенный период Литература: Н.И.Кресальный. «София Киевская». Изд-во «Будiвельник», 1967
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |