Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия КиевскаяАрхитектурные и строительные особенности Софийского собораМозаики Софийского собораФрески Софийского собораРеставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII векаСофийская колокольняЗдания и сооружения Софийского монастыряСофийский заповедник в послевоенный период
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Архитектурные и строительные особенности Софийского собора

За время своего более почти тысячелетнего существования Софийский собор неоднократно подвергался пожарам и разграблениям, переделкам и обновлениям, поэтому его внешней архитектурный вид значительно изменился. Там не менее под всеми позднейшими наслоениями хорошо сохранились его прежние формы, что дало возможность исследователям определить первоначальный вид собора.

В плане Софийский собор представлял собой пятинефный храм, который с трех сторон (северной, западной и южной) был окружён открытой галереей. Главный неф и главный трансепт, пересекаясь, образуют основное центрально-купольное пространство храма, на крещатые внутренние столбы опирается целая система арок и сводов. Крестовокупольную композицию храма завершали тринадцать куполов. Все купола имели параболическую форму, а подкупольные барабаны в месте перехода в купольное покрытие завершались закомарами. Для покрытия употреблялся листовой свинец, который укладывали непосредственно по каменным конструкциям сводов и куполов храма.

София Киевская. Восточный фасад. Реконструкция
София Киевская. Восточный фасад. Реконструкция архитектора Н.И.Кресального

Впоследствии над одноярусными галереями, окружающими основное ядро храма с северной, западной и южной сторон, были надстроены вторые этажи, а вокруг галерей сооружен ряд подпорных арок-аркбутанов (конструктивная полуарка, выполняющая роль контрфорса), которые образовали новые наружные одноэтажные галереи с открытой на них террасой — «гульбищем». Одновременно с сооружением новых наружных галерей была возведена юго-западная башня, лестница которой ведет на хоры собора.

София Киевская. Проект реконструкции. Макет собора
София Киевская. Проект реконструкции архитектора Н.И.Кресального. Макет собора

Еще в сравнительно недавно опубликованных трудах время упомянутых достроек Софийского собора датировалось концом XI — началом XII вв. Но проведенные исследования надписей — граффити XI — XIV вв., сохранившихся на фресках Софии Киевской, позволяют уточнить эти сроки и считать, что пристройка к основному объему храма наружных одноэтажных галерей и юго-западной башни, а также убранство храма мозаиками и фресками были сделаны еще при жизни его основателя – великого князя Ярослава Мудрого, т. е. до 1054 г.

Проводившиеся в последние годы исследования позволяют уточнить также время строительства северо-западной башни Софии Киевской и ее сооружение датировать не первой половиной XII в., как предполагали прежде, а концом XI в., в пределах до 1093 г.

В исследовании архитектуры и художественного убранства Софии Киевской большую помощь оказывают данные летописей, а также сохранившиеся записи и рисунки современников, видевших Софию. Однако свидетельства эти бывают и недостаточно точными. Павел Алеппский пишет в своих воспоминаниях, что в 1654 г. он на каждом из западных углов Софии Киевкской видел «круглые огромные башни». Художник Л. ван-Вестерфельд в 1651 г. изобразил юго-западную башню Софии также круглой, хотя в действительности башни Софии Киевской круглые лишь внутри, а снаружи, до уровня шиферного карниза открытых галерей, они имеют прямоугольную форму и лишь выше упомянутого карниза — круглую. Установить древние внешние формы Софии Киевской удалось лишь в результате тщательного, всестороннего исследования памятника.

Исследованиями 1952 — 1955 г. впервые был установлен еще один этап значительных работ по ремонту всего собора в древности: на восточном фасаде южной галереи были обнаружены фрагменты древней кладки, а на них и повсеместно на всех фасадах и на подкупольных барабанах собора — остатки древней штукатурки, свидетельствующие о том, что где-то в конце ХП — начале XIlI вв. над наружными открытыми галереями был надстроен второй этаж, и тогда же впервые были оштукатурены фасады собора.

По-видимому, из-за непрочности раствора и плинфы стены упомянутой надстройки над наружными галереями сильно обветшали и были разобраны, а при восстановлении собора, в конце XVII — начале XVIII вв., были заменены новыми, образовавшими современный второй ярус наружных галерей Софии Киевской.

Как в своем первоначальном виде, так и после пристройки новых наружных галерей с башнями Софийский собор отличается цельностью и совершенством архитектурно-художественного облика. Массы храма ступенями нарастают по направлению к центральному куполу, его объемы как будто вырастают один над другим и завершаются двенадцатью куполами, пирамидально группирующимися вокруг главного, наиболее высокого — тринадцатого. Это нарастание подчеркивается также формой апсид на восточном фасаде храма, которые повышаются и выступают вперед по мере приближения их к наиболее широкой центральной апсиде. Фасады собора с оконными проемами хороших пропорций украшены пилястрами и декоративными нишами, а его подкупольные барабаны-полуколоннами и закомарами, гармонирующими с архитектурным декором храма.

София Киевская, как и другие монументальные сооружения того времени, возведена на ленточных фундаментах, сложенных из бутового камня. Нижние части стен выложены также из крупных естественных камней (гранит, красный кварцит) на растворе из извести и толченого кирпича — так называемой цемянке, придающей раствору гидравлические свойства и окрашивающей его в приятный розовый цвет, близкий к цвету древнего кирпича. Неровности каменной кладки выравнивались оранжево-розовым кирпичом — плинфой на слое раствора почти одинаковой толщины с плинфой. При этом горизонтальные ряды плинфы через один слегка заглублялись в толщу стены, а промежутки между ними заполнялись раствором и заглаживались. Благодаря этому получалась полосатая фактура стен из чередующихся рядов кирпича и толстого слоя раствора, в котором видны естественные камни кладки.

Приблизительно до конца ХП — начала XIII вв. фасады собора не были оштукатурены и наружная кладка стен оставалась открытой. О том, как выглядели наружные стены до оштукатуривания и какова была техника древней смешанной кладки, дают представление специально сделанные зондажи на фасадах Софии Киевской.

Древним формам собора соответствует его внутреннее пространство. Центром композиции внутреннего объема является залитое светом и украшенное золотом и многоцветными мозаиками пространство под центральным куполом. К нему примыкают короткие ответвления пространственного креста, которые с юга, запада и севера замыкаются трехпролетными двухъярусными аркадами, а с востока богато украшенной мозаиками центральной апсидой с невысокой мраморной предалтарной преградой. Вокруг центрaльной части храма, на первом этаже, группируются перекрытые полуциркульными и купольными сводами квадрaтные в плане помещения, образованные рядами столбов-пилонов.

Нa втором этаже над боковыми нефами и западной частью храма расположены залитые светом куполов хоры (полати), куда попадали по лестницам башен, расположенных в юго-западном и северо-западном углах храма. На хорах, с северной и южной сторон, особо выделены два помещения палатного типа, представляющие и парадные залы, открытые аркадами в середину храма. Здесь во время отправления культовых церемоний могли находиться только князь с ближайшей свитой высокопоставленных придворных чинов и члены их семей, при этом для женщин, по-видимому, отводилась южная сторона хоров, а для мужчин — северная.


Следующая страница: Мозаики Софийского собора

 • Начало   • История   • София Киевская   • Архитектурные и строительные особенности Софийского собора  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Михаил Врубель Доспехи крылатых гусар Татьяна Латукова 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта