Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия КиевскаяАрхитектурные и строительные особенности Софийского собораМозаики Софийского собораФрески Софийского собораРеставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII векаСофийская колокольняЗдания и сооружения Софийского монастыряСофийский заповедник в послевоенный период
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Реставрация Софийского собора
в конце XVII-начале XVIII века

В конце XI — начале ХП вв. отдельные княжества Киевской Руси приобрели экономическую и политическую самостоятельность, что привело к феодальной раздробленности и упадку Киевского государства. Поэтому вести борьбу против татарских полчищ, которые двинулись на Русь в первой половине ХШ в., было очень трудно. Однако и в этих условиях Русь сумела сдержать и обескровить орды Батыя. Приняв на себя удар с Востока, народ Древней Руси ценой великих жертв спас страны Европь и этим сыграл огромную всемирно-историческую роль в защите европейской цивилизации.

В 1240 г. татаро-монгольские полчища под предводительством хана Батыя напали на Киев. Преодолев упорное сопротивление киевлян, Батый разрушил Верхней город (город Владимира и Ярослава), уничтожил Десятинную церковь, в которой укрылись последние защитники Киева, разграбил и сжег монастыри и дворцы.

После татаро-монгольского нашествия жизнь в Верхнем городе на много лет почти целиком остановилась и Софийскии собор в течение долгого времени оставался без присмотра. По свидетельству современников, своды и вся западная часть храма были разрушены и заросли кустарником, в котором находили пристанище звери.

Следующий этап развертыванию строительной и реставрационной деятельности на Украине, и прежде всего в Киеве, начался после присоединения города и страны к Российским землям. Особенно широко эта деятельность развернулась во второй половине XVII в., когда митрополит Петр Могила в борьбе с католиками и униатами, стремясь подчеркнуть старые традиции православной церкви, отстроил и реставрировал ряд архитектурных комплексов и отдельных памятников великокняжеского периода.

Над Софийским собором была возведена новая двускатная крыша, заделаны щели в стенах и куполах. К древним внутренним и наружным галереям с восточной стороны были пристроены четыре апсиды, главная апсида снаружи укреплена двумя контрфорсами, восстановлены важнейшие внутренние части собора.

В середине XVII в. Софийский собор уже был отстроен. 23 декабря 1648 г. у его стен население Киева встречало Богдана Хмельницкого, а 17 и 19 января 1654 г., после принятия Переяславской Радой решения о воссоединении Украины с Россией, жители Киева приняли в соборе присягу верности в братской дружбе с русским народом.

С конца XVII в. на Украине начались работы по восстановлению и реставрации старых и созданию новых сооружений и целых архитектурных ансамблей в новом стиле, получившем название украинского барокко. Главными элементами архитектурного декора того стиля становятся витиеватые фронтоны, пилястры, полуколонны или колонны с pаскрепованными антаблементами и карнизами, пышными капителями и лепкой. Новое архитектурное выражение получил в 1685-1707 гг. и Софийский собор, которому путем значительных переделок и пристроек были приданы барочные формы.

В этот период над наружными галереями собора были надстроены второй ярус и четыре новых купола (по два над южной и северной галереями). Для симметрии с северной башней верх древней южной башни был разобран, а над крещальней — возведен; куполам вместо прежней параболической формы придана характерная для украинской архитектуры того времени грушевидно-барочная форма. По всему периметру собора стены были подведены под один карниз, а западный и восточный фасады украшены изящными барочными фронтонами. После надстройки наружных галерей и куполов фасады собора были укреплены контрфорсами, оштукатурены и побелены, а кровля куполов и их главки вызолочены сусальным золотом. В таком виде Софийский собор дошел до наших дней.


Следующая страница: Софийская колокольня

 • Начало   • История   • София Киевская   • Реставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII века  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Борис Кустодиев Арт-терапия Михаил Врубель 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта