Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичНачало. «Мир искусства»Иллюстрации к русским народным сказкамВдохновение Русского Севера. Былины и сказки ПушкинаСатирическая графика и иллюстрации в газетах и журналахРабота в театре. Декорации и костюмыПосле революцииВозвращение на родинуВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Иван Яковлевич БилибинНачало. «Мир искусства»Билибин родился в 1876 году в деревне Тарховке, неподалеку от Петербурга. Отец, военный врач, прочил сына в юристы. Поэтому после окончания гимназии Билибин поступил в университет. Но, как вспоминал сам художник, год окончания университета был последним годом его юридической карьеры: он получил диплом только для того, чтобы доставить удовольствие отцу. С детских лет будущий художник тянулся к искусству, любил рисовать. Он изучал рисунок и живопись в школе Общества поощрения художеств (1895 — 1898). Летом 1898 года Билибин занимался живописью в Мюнхене, в мастерской профессора Ашбе; в этот период он сильно увлекался модными тогда немецкими художниками-модернистами. Чувствуя необходимость совершенствования и развития профессионального мастерства, Билибин решил учиться у Репина и осуществил свое намерение, занимаясь у Репина сначала в частной мастерской, а затем в Академии художеств (1900—1903), где он числился вольнослушателем. Учеба у крупнейшего мастера реалистической живописи, несомненно, оказала благотворное влияние на творческое развитие Билибина. Именно в репинской мастерской ему был привит вкус к той высокой культуре рисунка, к той безупречной профессиональной технике, которые впоследствии стали отличительными чертами его творчества.
Круг интересов молодого художника определился довольно быстро. Первые самостоятельные шаги Билибина на пути искусства были шагами в мир русской старины, в мир былины и сказки. И уже в самых ранних работах стала проявляться присущая ему своеобразная графическая манера, окончательно воплотившаяся затем в его характерном, «билибинском стиле». Этот стиль в главных своих чертах складывался на основе последовательного и разностороннего изучения народного искусства. Еще в студенческие годы Билибин постоянно собирал и изучал предметы крестьянского быта, содержащие элементы искусства. Утварь, одежда, вышивка, кружева — во всем проявлялась древняя самобытная культура, в современных формах можно было отыскать варианты сохранившихся традиционных. Художник стал частым гостем этнографических отделов в музеях; в библиотеках он знакомился не только с русской старопечатной книгой ХVI — XVII веков, привлекавшей его высоким мастерством гравюры, но и с более давней, рукописной, украшенной миниатюрами. Наиболее близким художнику оказался лубок — народная гравированная картинка. Ясность замысла, общепонятность образа, лаконизм и одновременно острая выразительность средств и приемов — вот те особенности лубочной манеры, которые оказали сильное влияние на Билибина. Впервые он заявил о себе как о художнике в 1899 году, показав на выставке «Мира искусства» цикл иллюстраций к русским народным сказкам. С 1900 года Билибин стал участником выставок этого объединения, а затем и активным его членом.
«Мир искусства» сложился в конце 90-х годов XIX века в Петербурге. Идейными вдохновителями и организаторами объединения были С. Дягилев и А. Бенуа, членами созданного вначале кружка — ядра группы — стали К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст. Впоследствии к ним примкнули М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, Н. Рерих, И. Билибин и многие другие. Объединение просуществовало около четверти века, распадалось и заново формировалось, состав его участников дополнялся и обновлялся, идейно-эстетическая программа существенно менялась. Однако центральный тезис — о чистом искусстве, то есть искусстве, свободном от задач гражданских, социальных и целиком подчиненном задачам художественным,— оставался в основном неизменным. Принципиальная аполитичность, уход от больших общественных проблем не могли не сказаться ущербно на творчестве художников «Мира искусства» (но следует учитывать, что члены объединения далеко не всегда были верны этим лозунгам, их творческая практика нередко вступала в противоречие с теоретическими декларациями). В то же время стремление расширить художественный кругозор русского общества, познакомить его с достижениями современного европейского искусства, с лучшими образцами народного творчества, то есть все те непосредственные задачи, которые ставили перед объединением его организаторы, — привлекали симпатии многих выдающихся русских художников начала ХХ века, ставших активными членами «мира искусства». Среди них — Е. Лансере, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, сумевшие во многом преодолеть ограниченность позиций этой группы. С «Миром искусства» был тесно связан такой замечательный мастер, как Валентин Серов. Многое притягивало Билибина к «Миру искусства»: общность идейно-художественных позиций, интерес к современной культуре Запада, увлеченность народным и старым русским искусством. Билибин-последовательный мирискусник. Характерной чертой художников этого круга был ретроспективизм — то есть обращение к прошлому, поиски эстетических идеалов во времени и культуре, давно ушедших. Франция XVII и Германия XVII и XVIII веков, дворянская усадебная Россия, их быт и культура привлекали внимание, вызывали обостренный интерес. Мастера «Мира искусства» воспринимали с особой остротой достижения культуры излюбленных ими эпох, обращались к разнообразнейшим источникам и изощрялись в стилизации. Билибин целиком уходит в русскую старину, перевоплощая ее в былину и сказку. Как и его сотоварищи по объединению, он не только разносторонне изучает эпоху, чтобы глубоко почувствовать дух старой культуры, но стремится понять и воссоздать ее стилевые особенности. Инесса Липович Следующая страница: Иллюстрации к русским народным сказкам
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |