Дизайн-профи Дизайн-профи
  Искусство История Психология    


Искусство Иван Яковлевич БилибинНачало. «Мир искусства»Иллюстрации к русским народным сказкамВдохновение Русского Севера. Былины и сказки ПушкинаСатирическая графика и иллюстрации в газетах и журналахРабота в театре. Декорации и костюмыПосле революцииВозвращение на родинуРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусар
Психология Естественные и формальные языки



Иван Яковлевич Билибин

После революции

В годы революции Билибин оказался за пределами России, сначала в Александрии, затем в Каире. Он и там пытался работать, но любимой книжной работы не находил совсем и вынужден был вернуться к декоративным росписям. Так, он расписал в византийском стиле внутренние покои дворца одного богатого греческого торговца. Кроме того, Билибин постоянно очень много рисовал с натуры. Его обширный цикл египетских акварелей включает в себя многочисленные пейзажи и отдельные портреты. Но и в своих натурных пейзажах Билибин остается холодным наблюдателем. Пожалуй, в этих акварельных рисунках жесткость его манеры особенно ощутима. Обнажен скелет рисунка, мелочного, подробно разрабатывающего форму. Колорит также жесткий, условный, несобранный, нет обобщенности восприятия цвета, единого живописного решения. В самом рисунке иногда отсутствует цельность.

Акварель — любимая техника Билибина: в эскизах декораций и костюмов, в книжной иллюстрации художник добивается ее насыщенного звучания. Но в его пейзажах с натуры акварель как бы утрачивает свои природные свойства — легкость, прозрачность, мягкость переходов, возможность передачи трепетно-живого состояния природы. Наоборот, у Билибина акварель кажется застывшей, безжизненной. Цвет не лепит форму, а накладывается поверх нее, раскрашивая уже готовый, построенный рисунок. Правда, в контрастных сочетаниях красок, которые художник делает подчас выразительными, напряженными, он достигает определенной меры декоративности.

В лучших работах Билибин с присущей ему острой наблюдательностью передает своеобразие облика незнакомой страны, ее причудливой архитектуры. Узкая улочка в Каире, застроенная одноэтажными домами с плоскими крышами. Часть улочки уходит в тень, и тень эта густо-сиреневая, пронизанная солнцем. Такие же, но еще более глубокие тени, которые падают от предметов только на ослепительно ярком свете, легли на песчаные холмы у каирской цитадели, и древний камень стен этой старой крепости по контрасту с ними стал осветленным, золотистым. Здесь есть ощущение палящего солнца, обостряющего резкость отношений светлого и темного. Но в рисунке не чувствуется световоздушной среды, объединяющей предметы, из него как будто выкачан воздух. Такая сухая, несколько аналитическая манера, которая изредка уступает место подчеркнуто декоративной, характерна для пейзажных работ, выполненных не только в Египте, но в Сирии и Палестине, куда художник отправился путешествовать в 1925 году. Множество впечатлений обогатило его воображение, помогло понять природу, культуру, историю Востока.

С конца 1925 года Билибин вместе с женой, художницей А. В. Щекатихиной-Потоцкой, обосновались в Париже, где прожили более десяти лет. Центр европейской культуры — Париж — в те годы захлестывали всевозможные формалистические течения. Билибин остался в стороне от них, он был верен кругу раз и навсегда избранных интересов, верен сложившимся основам своего искусства.

Художник продолжал работать для книги и театра. Для парижских издательств он подготовил несколько сборников русских и французских сказок. Однако мастерство художника постепенно утрачивает присущие ему силу и выразительность. Главным образом это относится к области книжной графики. В русских народных сказках Билибин повторяет и варьирует найденные ранее приемы, стилизуя уже стилизованное. В какой-то мере в этих работах проглядывает и желание удивить подчеркнуто декоративной манерой западного читателя, которому русская старина преподносится как нечто невиданное, остро своеобразное. В то же время Билибин теряет строгую, чеканную форму своего стиля, становясь все более манерным. Трудно узнать признанного мастера графики во многих его зарубежных изданиях. В иллюстрациях к французским сказкам проскальзывает эклектичность; стилизаторство делается все более поверхностным, все более нарочитым; творческий элемент оскудевает.

Большего успеха добился Билибин в своих многочисленных театральных работах. С 1929 по 1931 год в Париже, в театре «Des Champs Elices» открывается сезон русских опер. Художник оформляет оперные спектакли «Борис Годунов» (с участием Шаляпина), «Князь Игорь», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане». Его искусство театрального декоратора все более совершенствуется, хотя творческий метод остается неизменным. Билибин, верный образам и мотивам русской старины, стремится к еще большей красочной нарядности декораций и костюмов, к острой выразительности тех черт национального прошлого, которые в них запечатлены.

И.Я.Билибин. Эскиз декораций к опере «Князь Игорь»
И.Я.Билибин. Эскиз декораций к опере «Князь Игорь»

Сохранились отдельные эскизы декораций и костюмов к зарубежным спектаклям Билибина. Радостное многоцветие отличает эскиз к опере Бородина «Князь Игорь». Словно огромные пестрые цветы, рассыпались по холмистой равнине шатры Кончака, украшенные коврами и знаменами. Щедрая фантазия художника превращает сцену в нарядный пестротканый ковер, создавая все новые и новые орнаментальные-формы. И в книге, и в театральной декорации попрежнему господствует линейный принцип: сначала прочерчивается контур, намечающий композицию сцены и соотношение частей, затем вводится цвет.

Своеобразное, присущее Билибину понимание сценического пространства отчетливо проявилось в его эскизах декораций к «Царской невесте» и «Борису Годунову». В них художник узнается сразу и в крупном и в мелочах он верен себе. С еще большей определенностью качества, пр::сущие творчеству Билибина — художника театра, выразились в его декорациях к опере «Борис Годунов». Центральная сцена — пышные царские чертоги, сплошь

украшенные росписью: и стены, и проемы арок, и потолки расписаны сверху донизу. В образах архангелов и многочисленных святых узнаются их прототипы — персонажи древнерусской живописи. Массивные арки, низкие своды настолько плотно покрыты росписью, масштабно не соответствующей архитектурным формам, что сами эти формы утрачивают весомость, монолитность, объемность, снова исчезает трехмерность, пространственность, снова побеждает расцвеченная плоскость. Художник смело соединяет контрастные тона, но не всегда ему удается добиться цветовой гармонии. Чаще колорит кажется пестрым, краски — жесткими. Однако, несмотря на эти недостатки, Билибин в лучших своих постановках связан с традициями русской школы театрально-декорационного искусства, завоевавшей в Европе прочную славу. Яркая декоративность, образность, «зрелищность» спектакля, умение раскрыть национальный характер опер замечательных русских композиторов — все это присуще его наиболее значительным театральным работам, в том числе «Князю Игорю» и «Царю Салтану». Поэтому спектакли, оформленные Билибиным, пользовались успехом. В 1931 году выдающийся русский балетмейстер М. Фокин заказал художнику эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Жар-птица», поставленного в Буэнос-Айресе. Билибин оформлял балетные спектакли с участием замечательной балерины Анны Павловой. Для Праги Билибин подготовил эскизы и декорации к оперному спектаклю «Сказание о невидимом граде Китеже и о деве Февронии» (1934), а затем там же с огромным успехом прошел «Царь Салтан».

Художник постоянно участвовал на парижских выставках, а в 1927 году была устроена большая выставка его произведений в Праге.

Но, несмотря на серьезную и разностороннюю работу, жизнь в эмиграции с каждым годом все больше угнетала Билибина. После долгой разлуки с родиной, он все острее чувствовал невозможность пребывания на чужбине, будучи оторванным от истоков своего творчества.


Инесса Липович



Следующая страница: Возвращение на родину

 • Начало   • Искусство   • Иван Яковлевич Билибин   • После революции  

  Искусство История Психология    
© Дизайн-профи, 2021
Журнал о визуальной культуре, красоте и эстетике
Карта сайта