Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичНачало. «Мир искусства»Иллюстрации к русским народным сказкамВдохновение Русского Севера. Былины и сказки ПушкинаСатирическая графика и иллюстрации в газетах и журналахРабота в театре. Декорации и костюмыПосле революцииВозвращение на родинуВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Борис Михайлович КустодиевПосле революции. Купцы и купчихиВ искусство Кустодиева после 1917 года вошла новая жизнь, которую он изображает взволнованно и звонко. Революцию художник принял радостно и с открытым сердцем. 6 марта 1917 года он пишет Лужскому под впечатлением событий Февральской революции: «Дорогой Василий Васильевич, Целую Вас и поздравляю с великой радостью! Вот Вам и Питер!…» Первым непосредственным и эмрциональным откликом Кустодиева на события революции была картина «27 февраля 1917 года» (1917). Она выполнена на основе натурного этюда, написанного акварелью с особым воодушевлением, быстро, прозрачно, легко. Художник в картине почти не меняет характер пейзажа. Видимо, он уже тогда понимал, что произведение, посвященное революционным событиям, созданное современником, станет документом эпохи. Кустодиев несколько укрупняет справа первый план. Более гибкими и живописными делает ветви дерева, освещенные солнцем, контрастнее – тень от них. Но главное, над чем он работает в картине – это изображение народа на улицах. Появляются новые сюжетные линии, некоторые фигуры участников событий оказываются перенесенными из этюда. Однако всегда это связано с усилением эмоциональных акцентов. Так, например, фигура мужчины с шапкой в поднятой руке на первом плане в этюде, написанном сверху из окна в мастерской, кажется почти распластавшейся на снегу. В картине художник меняет ракурс фигуры, чтобы подчеркнуть мотив приветствия.
В картине действие развертывается на первом плане вокруг машины. На ней солдаты с красным знаменем, окруженные толпой приветствующего его народа. Рождение новой эпохи чувствуется не только в воодушевлении людей на улице, но и в звонкой солнечности февральского дня, в праздничной красоте сочетания окраски домов, где желтое перемежается с красным, с живописно вздымающимися столбами белых дымов из труб на фоне голубого неба, то есть в особенной эмоциональной насыщенности пейзажа, пронизанного бодростью и жизнерадостностью. Послереволюционное искусство художника удивительно разнообразно по направлениям творческих интересов в различных жанрах. Оно насыщенно напряженными исканиями остроты композиционных решений, цветовой звучности, скульптурной четкости формы в живописи. Пожалуй, не один из современников не передал с такой бодрой энергией и романтической взвалнованностью смысл происходящих исторических событий, как Кустодиев. Такова картина «Ночной праздник на Неве» (1923).
Кустодиев переживает в этот новый период необычайный творческий подъем. Много и очень плодотворно он работает в портретном жанре, по-прежнему серьезно и самобытно решает проблему портрета-картины. Задумывает и осуществляет классические по ясности идеи, колористической силе и образности декорации и, наконец, блистательно продолжает в жанровой живописи линию рассказа о теперь уже ушедших в прошлое картинах жижни России, преимущественно из купеческой среды. В некоторых произведениях гротесковые ноты звучат с большой остротой, но в то же время сохраняется любование красочностью обычаев и праздников.
В 1919 году Кустодиев пишет свою новую «Масленицу». В отличает от картины «Масленица» 1916 года, где художник широко, панорамно раскрывал пространство, здесь он словно ограничивает происходящее кулисами справа и слева, дает прорыв в глубину зимнего пейзажа с пушистыми, украшенными инием деревьями. Яркое солнце котрастно вырисовывается на фоне снежной пелены. Несется тройка в нарядной упряжи, являющаяся центром композиции. Фигуры первого плана решены почти силуэтно. В бесконечной «сумятице» многочисленных сюжетов картины можно открывать все новые и новые забавные ситуации. Однако при, казалось бы, свободной стихийности происходящего композиция строится с железной логикой. Свою подпись Кустодиев с присущим ему озорством помещает над витриной магазина, где продают самые заманчивые яства – икру и лимоны, сосиски и огромные копченые окорока.
Этюды к картине были исполнены в 1919 году с Василия Александровича Кастальского – мужа старшей сестры художника, Александры Михайловны. он позировал в фас, профиль и в легком трехчетвертном повороте. Этюды с Кастальского в трех положениях использованы для трех различных персонажей. В картине усиливается характерность и гротесковость типажа. Фигуры становятся более грузными. Художник меняет даже очертания кистей рук, делая их пухлыми и короткопалыми. Использовав в первоплановых фигурах два этюда, художник изображает в глубине картины купца, поза которого как бы синтезирована из трех этюдов, нарисованных с Кастальского.
Кастальский послужил также моделью для очень точного, пластично проработанного этюда к картине «Купец» 1918 года. Художник сажает модель в позу, найденную до мельчайших подробностей, то есть композиция уже полностью решена, вероятно, в эскизных набросках. В картине художник сохраняет черты лица модели – линию лба, носа, очертания рта, форму руки со скрученными пальцами, которые купец цепко положил на пачки денег. Но меняет прическу, пишет длинную пушистую седую бороду, и темные глаза Кастальского становятся светлыми, с каким-то особым стеклянным блеском. Картина яркая, красочная, декоративная, решена как обличение алчности и стяжества. Это не просто купец, считающий выручку в конце дня удачной торговли. Однако обобщение в этой картине не достигло цельности и синтеза такого уровня, как в картинах «Купчиха» или «Красавица». Возможно, это было результатом слишком прямого следования за натурой, увиденной в этюде. Конкретность подсмотренных черт модели при всей близости к задуманному образу в какой-то мере «перекрыла» яркость замысла, а быть может, замысел оказался не достаточно зрелым и внутренне пережитым. Однако в некоторых случаях непосредственное использование этюда в картине не нарушает цельность и выразительную силу образа.
Такова картина «Купчиха с покупками» (1920). Этюд 1919 года исполнен с домашней работницы Кустодиевых Аннушки. Здесь уже значительно более конкретный жанровый мотив, не претендующий, как в картине «Купец», на синтез. В «Купчихе с покупками» художник с особенно изысканной гармонией решает колористические проблемы. Картина словно подернута легким золотистым флером. Красиво сочетание черного кружева с розовым платьем. Фигура почти целиком рисуется на фоне неба с пушистыми кучевыми облаками. Купчиха и мальчик, несущий ее покупки, идут по мощенной булыжником площади какого-то провинциального города, частично увиденного в натуре, частично созданного замыслом художника. Так, слева мы узнаем купол и колокольню Введенской церкви. Мотив спокойного торжественного шествия контрастно подчеркнут движениями энергично работающих людей в глубине картины.
Биография Аннушки, быть может, натолкнула художника на сюжет картины «Купчиха с зеркалом» 1920 года. Этюдом к ней послужил рисунок «Два портрета Аннушки» (1918). Этюды художник рисует мастерски и с удовольствием. Он любуется мягкой гладкостью нежной кожи, тугим узлом светлой косы на затылке, женственной округлостью черт лица модели. В картине исчезла непосредственность, свойственная Аннушке, позирующей для этюда, и появились уверенность и самолюбование. Эта женщина, смотрящая в зеркало, не только полна удовольствия от созерцания себя в ярком красном платье, в коричневой с серебристым узором шали, но и чувствует восторженный взгляд старого мужа, ожидающего ее в дверях. Девушка-служанка склонилась над лисьей шубой,собираясь накинуть ее на плечи хозяйки. Кустодиев лишь намечает образ молодой девушки, делая все возможное, чтобы облик ее не отвлекал внимание зрителя от царящей в картине самовлюбленной красавицы. Этюд для нее был исполнен с Ирины. Но, пожалуй, самая значительная из картин октябрьского периода, посвященных купеческому быту, – «Купчиха за чаем» (1918).
Художник демонстрирует и нарядную красочность предзакатного пейзажа с легкими розовыми облаками, и великолепие пышной белотелой красавицы, и блеск ее лилового шелкового платья, и разнообразие снеди на столе с сочным спелым арбузом, который венчает это торжественное чаепитие. Полная безмятежности кошка, мурлыкая, трется о теплое плечо. Ничто не нарушает спокойствия лица с алыми губами, задумчивыми и одновременно бездумными голубыми глазами. В лице есть та же отрешенность от окружающей героиню картины среды, показанной столь выпукло, реально, как и в картине «Купчиха» 1915 года или «Красавица». Интересен путь поисков окончательного решения этой классической для искусства Кустодиева вещи. В эскизе 1918 года найдена поза, но образ значительно гротескнее, нежели в законченном произведении. В картине меняется и композиция. На столе возник красивый сочный, разрезанный на аппетитные ломтики арбуз, который заключает в себе мощный цветовой акцент первого плана. Появилась терраса дома в глубине, где происходит гротескно чинное чаепитие купеческой четы. Изменился пейзаж. Дерево слева и узорно дубовые листья теперь кулисно обрамляют героиню картины, как бы замыкая пространство вокруг нее. Когда был выполнен эскиз, Юлия Евстафьевна подсказала художнику модель – Галю Адеркас, девушку, жившую в доме, которая, по ее мнению, подошла для этого сюжета. С нее был сделан в 1918 году превосходный рисунок. Борис Михайлович посадил ее в позе и костюме героини картины, но сохранил абсолютную портретность девичьего лица с внимательным умным взглядом, с мягкостью черт совсем юной, хотя и рано сформировавшейся физически девушки. В картине купчиха пышнее и «вальяжнее», внимательность заинтересованного взгляда в сторону рисующего художника сменилась задумчивой отрешенностью голубых глаз, как бы подчеркивающей значительность героини картины. Здесь путь к синтезу был удивительно плодотворен. Это одна из наиболее цельных работ художника. С.Г. Капланова Следующая страница: Двадцатые годы. Портреты
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |