Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичНачало. «Мир искусства»Иллюстрации к русским народным сказкамВдохновение Русского Севера. Былины и сказки ПушкинаСатирическая графика и иллюстрации в газетах и журналахРабота в театре. Декорации и костюмыПосле революцииВозвращение на родинуВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Иван Яковлевич БилибинСатирическая графика и иллюстрации в газетах и журналахПериод с 1899 по 1905 год насыщен интенсивной творческой работой. От первых книжек, еще робких подражаний В. Васнецову и Е. Поленовой, Билибин приходит к таким художественно зрелым работам, как пушкинские сказки, сделанные уверенной, твердой рукой сложившегося мастера. Разделяя взгляды единомышленников по «Миру искусства», Билибин считал себя «вне политики». Однако революция 1905 года, вызвавшая огромный общественный подъем, произвела переворот в умонастронии художественной интеллигенции. В ту пору появились многочисленные сатирические журналы, содержанием которых стала критика деспотической власти и неограниченного произвола царизма. Журналы «Жупел» и «Адская почта» публиковали острые, клеймящие самодержавие рисунки Б. Кустодиева, Е. Лансере, В. Серова, М. Добужинского. Не остался в стороне и Билибин. Он стал автором широко известных и даже нашумевших в свое время сатирических рисунков. Вот рисунок «Так проходит мирская слава»: коронованный петух в горностаевой мантии с удивлением воззрился на блюдо, где, вытянув обглоданные ножки, покоится вареная курица. Непрочность самодержавия — вот смысл этого рисунка, безупречно графически выполненного. В «Адской почте» в 1906 году была помещена билибинская заставка большого формата, одна из лучших в этом журнале. Древняя крепостная стена с приземистыми башнями, тяжелая, монолитная. Бегущая к ней извилистая дорожка обрывается у низких, наглухо закрытых ворот. Крепость, тюрьма — вот тягостная символика окружающей действительности; так воспринимался этот рисунок. Он отличается большой пластической выразительностью, строгостью сочетаний черного и белого, неожиданной для Билибина графической собранностью и вместе с тем декоративной остротой.
Особую известность приобрел знаменитый билибинский «Осел», помещенный в третьем номере журнала «Жупел» за 1905 год. Рисунок забавно выдуман; это своеобразный «портрет». С характерной для Билибина серьезностью выполнена геральдическая рамка в духе барокко — щиты и мечи, копья и знамена. шлемы со страусовыми перьями и крылатые грифоны. Тяжелые драпировки дополняют пышное убранство. И вдруг в центре этого помпезного обрамления поместился... осел, робкий и несколько удивленный окружающей его пышностью. Приподняв копыто, он уныло помахивает хвостом. Противопоставление подчеркнуто и формальным приемом. Вся декорация выполнена чеканной билибинской линией, симметричными параллельными штрихами, рисунок осла иной — короткие, перебивающие друг друга штрихи, пятна света и тени создают ощущение объемности. Это делает еще более контрастной фигуру осла по отношению к другим частям рисунка, еще более выразительным замысел автора. Здесь уже не приходилось его расшифровывать, он преподнесен в незамаскированном виде: самодержавец отождествлен с ослом. Недаром эта карикатура под названием «Осел в 1/20 натуральной величины» имела такой успех в России и за рубежом. Царскими властями она была воспринята как опаснейшая сатира в адрес самодержавия. Последовали репрессии. Билибина на сутки подвергли аресту, издателя заключили в крепость, а журнал «Жупел» вскоре был закрыт. Но, несмотря на большой общественный резонанс, этому рисунку свойственна та же противоречивость, та же ограниченность, что и всей сатире Билибина. Увлечение художника подчеркнуто изысканной графической формой, декор активными качествами идет в ущерб социальной остроте замысла. Отшлифовав избранный им графический стиль, Билибин, по существу, мало изменяет его, совершенствуя изобразительный язык, плодотворно использует мотивы национального искусства. Художник становится признанным мастером «русской темы», и многие издания, связанные с историей и культурой страны, заказываются именно ему. В потоке разнообразных книг, оформленных им в эти годы, некоторые представляют особый интерес.
Характерный образец билибинского стиля периода расцвета его плоскостной линейной графики — титульный лист к статье А. Успенского «Древнерусская живопись», помещенной в журнале «Золотое руно» за 1906 год. Цельность композиции, черты монументальности при постоянном интересе к точно найденным деталям — вот что стало определяющим для книжного искусства Билибина той поры. В то же время все сильнее дает себя знать стремление художника превратить любую форму в графическую условность, в точеный узор; подчеркнута плоскостность фигур, связанных с орнаментацией упругой, чеканной линией. С изяществом, изобретательностью и лаконизмом исполнены графические миниатюры — заставки, концовки, буквицы.
Нередко возвращается художник и к русскому эпосу. «Былина об Илье Муромце» и «Былина о Добрыне Никитиче», изданные Петербургским обществом грамотности перед первой мировой войной, частично иллюстрированы Билибиным еще в 1904 и 1905 годах. Издания из разряда дешевых — на плохой бумаге с глухими черными репродукциями,— но и в них просвечивает талант Билибина, сказочника, декоратора, художника, влюбленного в русскую старину. Инесса Липович Следующая страница: Работа в театре. Декорации и костюмы
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |