Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичНачало. «Мир искусства»Иллюстрации к русским народным сказкамВдохновение Русского Севера. Былины и сказки ПушкинаСатирическая графика и иллюстрации в газетах и журналахРабота в театре. Декорации и костюмыПосле революцииВозвращение на родинуВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Иван Яковлевич БилибинВдохновение Русского Севера. Былины и сказки ПушкинаНа творчество Билибина огромное влияние оказали поездки на Север России. В 1902, 1903 и 1904 годах он был командирован туда этнографическим отделом Русского музея и побывал в Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниях. Билибин собирал крестьянские вьппивки, набойки, резьбу, лубочные картинки, фотографировал и зарисовывал памятники древнерусского зодчества. Народное искусство окончательно подчинило себе творческие интересы художника. Подводя итоги поездкам, Билибин опубликовал две статьи — «Народное творчество Севера» («Мир искусства», 1904, № 11) и «Остатки искусства в русской деревне» («Журнал для всех», 1904, октябрь). В этих статьях выражены основные принципы художественного мировоззрения молодого графика, охарактеризован круг его творческих симпатий, верность которым он сохранил навсегда. «Для всякого русского исторического художника, — писал он, — непосредственное ознакомление с Севером имеет громадное значение. Это — его Рим, это — главное место его специального художественного образования». Билибин ратует за бережное отношение к памятникам старой русской культуры, с возмущением рассказывает об уничтожении замечательных старинных северных церквей. Неизгладимое впечатление произвела на художника архитектура Севера. Восхищаясь великолепием деревянных шатровых церквей, резных крылец, стройных колоколен, Билибин сумел почувствовать в них подлинность старины, атмосферу сказочности. Он не уставал радоваться искусству русских народных мастеров, которое проявлялось и в архитектуре, и в резьбе, и в вышивке, и в покрое старинной одежды. Поездки на Север необычайно обогатили творческое воображение художника. «Народное творчество — душа народа, его сила и гордость,— писал он,— ...было бы преступлением перед будущим, если бы утерялось хоть одно зерно из нивы народного творчества, возросшей веками». Накопленное богатство Билибин реализовал в многочисленных графических работах, став, таким образом, своего рода популяризатором русского народного искусства. Графические произведения Билибина, созданные после поездок на Север, отмечены печатью высокого мастерства. В них с большой изобретательностью и вкусом использованы мотивы народного орнамента — кружев, вышивки, резьбы. Приспосабливая их к книжной странице, художник сумел извлечь из них новые выразительные возможности.
Яркий пример — былина «Вольга», изданная в 1904 году. Еще большего формата, чем серия «Сказок», книга претендует на монументальность, так как весь строй этого древнего эпического повествования о славном богатыре Вольге Всеславьевиче величав и монументален. И снова для Билибина прежде всего важен декоративный образ книги, в котором он пытается воплотить самый былинный дух: песенность, эпичность древних народных легенд. Все более уверенным, отточенным, изощренным становится изобразительный язык. Одна из центральных иллюстраций — Вольга с дружиной — наиболее интересна. Удивительно красива группа всадников, изображенная на фоне русского пейзажа. Синеватым серебром, словно старая воинская кольчуга, светятся страницы. Гибкая линия, превращенная в узор, создающая декоративный абрис предметов, подчеркнутая цветом плоскостность, контраст нарядно расцвеченной группы и коричнево-синего фона — во всем узнается Билибин,мастер строгого, выверенного искусства, щедрый на выдумку, скупой на чувство. Книга производит более цельное впечатление, чем прежние, по своему общему графическому замыслу. Каждая страница ее оказывается декоративно продуманной и завершенной.
«Вольга» характерен для Билибина-профессионала, отлично владеющего мастерством украшения книги, в то же время здесь особенно отчетливо проступают черты, присущие во многом мирискуснический книжной графике,— стилизаторство, подчеркнутая декоративность формы, цвета, линии, рисунка. Завершают этот первый и достаточно плодотворный этап пушкинские сказки — «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о Золотом петушке» (1907). vЭти работы выражают «билибинский стиль» уже как найденный, определившийся. Рисунок чаще всего напоминает гравюру, кажется, что он выполнен резцом на дереве или металле, а не кистью на бумаге, настолько присуща ему какая-то внутренняя жесткость. Как рассказывает один из учеников художника Мозалевский, Билибин всегда с необычайной твердостью и умением вел свою безукоризненную линию, обводя карандашный подготовительный рисунок колонковой кистью с острым концом. Билибин, как никто до него, умел передавать атмосферу сказочности —праздничную, радостно-диковинную. Вот царевич Гвидон вместе с матерью любуется неожиданно возникшим волшебным городом: обнесенный стеной город кажется игрушечным, отчетливо вырисованы все его строения — колокольни, звонницы, дома, храмы, блистающие золотом куполов. Вот стилизованное изображение тридцати трех богатырей — ярко-красная шеренга на фоне темного бушующего моря. Наиболее эффектна иллюстрация «Бочка по морю плывет», выполненная с подлинным графическим артистизмом: упругие завитки волн, взлетающие к небу, образуют изысканно красивый узор; линия послушна мастеру, фантазия его неиссякаема. Золотистые цветы вспыхивают на синем форзаце, шрифт заголовков затейливой вязью вплетается в рисунок обложки, где представлены персонажи пушкинской поэмы: «...там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит». Особенно выразителен «кот ученый», недаром этот рисунок использовал театр «Лукоморье» как свою эмблему.
«Сказка о Золотом петушке» — последняя в этой своеобразной «сказочной серии». Она исполнена в точной суховатой манере со всеми особенностями сложившегося стиля художника: господством линейного приема, ковровой узорчатой поверхностью, нарядностью расцветки, подробной детализацией. В этой книжке Билибин использует мотивы орнамента не только древнерусского, но и восточного искусства. Их переплетение придает сказке особую причудливость, экзотичность. Большое внимание художник уделяет разработке действия, оно становится театрализованным, выразительнее — позы, острее — жесты. Отточенное мастерство присутствует и в этой работе, но искренность, увлеченность исчезают. Все рассудочнее, холоднее художник, все меньше находок дарит он зрителю, все чаще повторяет себя. Инесса Липович Следующая страница: Сатирическая графика и иллюстрации в газетах и журналах
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |