Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичНачало. «Мир искусства»Иллюстрации к русским народным сказкамВдохновение Русского Севера. Былины и сказки ПушкинаСатирическая графика и иллюстрации в газетах и журналахРабота в театре. Декорации и костюмыПосле революцииВозвращение на родинуВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Иван Яковлевич БилибинВозвращение на родинуВ 1936 году Билибин вместе со Щекатихиной-Потоцкой возвращаются на родину. Начался новый этап его жизни, последний, недолгий, но наполненный творческим трудом. Художник становится профессором графической мастерской Академии художеств. Он воспитывает многих талантливых учеников. Он продолжает работать и в театрально-декорационном искусстве и в книжной графике. Уже в 1937 году Государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова показал премьеру оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в оформлении Билибина. Для Ленинградского государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина Билибин сделал эскизы декораций к пьесе И. Бахтерева и А. Разумовского «Полководец Суворов». Они суше и строже, чем билибинские декорации к оперным спектаклям, в них больше точности и исторической достоверности. Больше всего успел сделать Билибин в книжной графике. Вернувшись к любимым сказкам, он повторяет «Сказку о царе Салтане», вводя в нее некоторые новые сюжеты и перерабатывая старые; кроме того, переиздаются несколько раз иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке», выполненные еще в Париже.
Наиболее значительные его работы в книге — иллюстрации к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Лермонтова и к «Петру Первому» А. Толстого. С большой одухотворенностью воссоздает художник образы лермонтовской поэмы. В нем пробуждается интерес к развитию действия, к сюжету, социальной и бытовой характеристике героев. В то же время он, как всегда, мастерски и выразительно запечатлевает сцены жизни Руси времен Ивана Грозного. Художник сумел проникнуться и духом народной эпопеи, отраженной в романе Толстого. Острота характеров, образная значительность становятся для него все более важным качеством книжной иллюстрации. Народ и народные герои — в центре внимания художника. Книга сделана на большом творческом подъеме. Все ее элементы связаны единым ансамблевым решением: переплет, титульный лист, шмуцтитулы, буквицы, иллюстрации. Хочется особенно выделить буквицы; строгие и четкие, они вписаны в маленькие рисунки, большей частью пейзажного характера, связанные с темой главы.
Художник включается в работу по подготовке эскизов монументального оформления Дворца Советов. Он выполняет ряд листов для серии «Героическое прошлое русского народа». Началась война. Билибину предложили эвакуироваться. «Из осажденной крепости не бегут, а обороняются»,— ответил художник. Как истинный патриот он продолжал жить и работать в осажденном Ленинграде, мужественно деля с родным городом все тяготы блокады. В феврале 1942 года художник скончался. Искусство Билибина до наших дней сохранило свое немаловажное значение. Как иллюстратор он сказал свое слово в книжной графике. Образы русской былинной и сказочной старины запечатлены в произведениях Билибина, которые отмечены талантом, высокой графической культурой и безукоризненным мастерством. Его работы в области театрально-декорационного искусства расширяют наше представление о русской школе художников театра. Произведения, созданные Билибиным, свидетельствуют о его неутомимом, постоянном труде во имя искусства, которому он преданно служил всю свою жизнь. Инесса Липович Читайте также:
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |