Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрах
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея Сполохи и переливы смальтыИтальянский стиль. Несколько интерьеровИтальянский дизайн. Керамическая плиткаЭстетика разрушения



Сполохи и переливы смальты

Старая питерская смальта из мастерских Академии Художеств

История русской смальты начинается с Михаила Ломоносова, чьи эксперименты позволили русским мастерам обрести один из самых красивых материалов для создания буквально вечных художественных произведений. Однако подлинный расцвет русского мозаичного искусства начался с мастерских мозаичистов Фроловых, работавших над мозаиками в храмах Санкт-Петербурга. В мастерских питерской Академии Художеств развернулось масштабное производство смальты, количество цветов оценивалось в несколько сотен, а в реальности доходило до нескольких тысяч. (Опытный смальтист знает, что каждая выплавка смальты даже по одному рецепту, с одними и теми же добавками может давать тончайшие оттенки цвета.)

Запасов произведённой императорскими мастерскими смальты хватило ещё и на десятилетия советского периода, хотя в довоенный период искусство мозаики практически угасло. Новый расцвет мозаика пережила в семидесятые годы двадцатого века. Мозаики из смальты активно использовались в монументальных фасадных панно, причём панно часто размещались на детских садах, школах, научных институтах и даже на утилитарных зданиях вроде трансформаторных подстанций.

Производство смальты в советский период достигло серьёзных объёмов, и значительная часть материала осела на складах крупных государственных строительных организаций, а также в мастерских художников. В начале двадцать первого века смальта вновь стала востребованной - но больше в эконом-варианте. Питерские мастерские отливают тонкие «блины» для интерьерных композиций, отказавшись от массивных толстых блоков (которые в советское время использовались иногда целиком - для крупномасштабных мозаик).

На представленных изображениях - блоки смальты выплавки конца 1980-х годов со смешанными цветами. Смешение цветов даёт уникальный рисунок как на поверхности блока, так и на торце. Некоторые варианты можно счесть самостоятельным живописным полотном.

Cтарая питерская смальта

Cтарая питерская смальта

Cтарая питерская смальта

Cтарая питерская смальта

Cтарая питерская смальта

Cтарая питерская смальта

Cтарая питерская смальта

Cтарая питерская смальта

Cтарая питерская смальта

Cтарая питерская смальта

Cтарая питерская смальта

Cтарая питерская смальта


Сайт о смальте и мозаике:
Смальта.ру - смальта и мозаика



Следующая страница: Итальянский стиль. Несколько интерьеров

 • Начало   • Галерея   • Сполохи и переливы смальты  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Борис Кустодиев Арт-терапия Михаил Врубель 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта