Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахФельдмаршал М.И. КутузовСемья ХитровоД. И. Кудрявцев с женой Софьей (урождённой Понятовской)Аполлон Никифорович МаринФёдор и Мария АрсеньевыАлександр Павлович КозловСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Русская история XIX века в портретных миниатюрахАполлон Никифорович МаринЧто касается миниатюры П. Волкова, опубликованной в Каталоге эрмитажной выставки как вероятный портрет А. Н. Марина, то она исследователям почти неизвестна, хотя заслуживает не меньшего внимания. На ней изображен офицер в форме полковника лейб-гвардии Финляндского полка с владимирским крестом IV степени и медалью за 1812 г., а надпись на обороте рамки свидетельствует: «Аполлона Никифоровича Марковь 18i9 года Августа 13 дня». Однако в списках полка полковника под такой фамилией не значится. В то же время в полку служил Аполлон Никифорович Марин, бывший участником Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Формулярный список этого офицера, составленная им автобиография, а также сравнение с его более поздним портретом дают возможность утверждать, что именно он изображен на миниатюре. А. Н. Марин родился 17 января 1789 г. в Воронеже, с 1796 по 1808 г. учился в Первом кадетском корпусе, затем начал службу прапорщиком в лейб-гвардии Финляндском батальоне, переформированном в 1811 г. в полк. В составе этого полка он участвовал в Отечественной войне 1812 г. и за отличие в Бородинском бою был произведен в поручики и награжден орденским крестом Анны на шпагу (который на портрете мы не можем видеть). «В Бородинском бою я был в стрелках на левом фланге, командовал цепью 2-ro батальона и был ранен в правое плечо, пуля осталась в правой лопатке», — пишет Марин в своих воспоминаниях. Левым флангом командовал, как известно, П. И. Багратион, и бой здесь был наиболее ожесточенным. Багратион, по словам Марина, хорошо его знавший и сам вскоре раненный, довез его до Москвы в коляске своего доктора Говорова. В 1813 г. после выздоровления, догнав свой полк в Германии, Марин участвовал в Лейпцигском сражении, где снова был ранен, и за отличие в этом бою получил орденский крест Владимира IV степени, который виден на миниатюрном портрете, так же как и серебряная медаль за 1812г. Служба его в полку продолжалась и после войны, и, согласно формулярному списку, 27 декабря 1819 г. он был произведен в полковники, причем сразу же по болезни подал в отставку, которую и получил в начале января. Это обстоятельство дает возможность датировать эрмитажную миниатюру концом декабря 1819 — началом января 1820 г. В последних числах января 1820 г. Марин выехал из Петербурга лечиться на Кавказские минеральные воды на деньги, «пожалованные из Кабинета е. и. в.»
На Кавказе состоялась его встреча с А. С. Пушкиным, что позволяет отнести молодого офицера к числу знакомых поэта, хотя он и не принадлежал к его близкому окружению. «В 1820 году <...> собрал я шестерку лошадей, — пишет Марин, — и в матушкиной карете с братом Николаем отправился на Кавказ <...> В Петров день 29 июня мы благополучно прибыли на Кавказ в Константиногорск, нашли себе квартиру и начали брать горячие ванны. В Константиногорске мы очень хорошо сошлись вместе с братом с знаменитым нашим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. С ним я был знаком еще тогда, когда он был в лицее в Царском селе». М. А. Цявловский относит общение Марина с Пушкиным в Пятигорске ко времени между 29 июня и 15 июля 1820 г. Пушкин, как известно, путешествовал тогда по Кавказу с семьей Раевских после тяжелой лихорадки, перенесенной в мае 1820 г. в Екатеринославе. Но, как свидетельствует Марин, знакомство их состоялось еще в лицейские годы поэта, очевидно летом 1816 г., когда Марин — офицер лейб-гвардии Финляндского полка-квартировал в Царском Селе.' О встрече Пушкина с Мариным на Кавказе сохранилось также свидетельство их современника Гавриила Васильевича Геракова, писателя-графомана, служившего учителем истории в Первом кадетском корпусе и многих частных домах Петербурга. В «Путевых заметках по многим российским губерниям» 1820 г., описывая различные встречи в пути, Гераков сообщает и о посещении Кавказских вод 2 августа 1820 г. В Пятигорске, пишет он, «в одиннадцатом часу утра вышли походить; первая встреча — полковник Аполлон Марин, бывший мой ученик, хороший молодой человек; мы один другому очень обрадовались; зашли к нему и у него выпили кислой воды по стакану <...> Тут увидел Пушкина молодого, который готов с похвальной стороны обратить на себя внимание общее; точно он может, при дарованиях своих; я ему от души желаю всякого блага... » Следующая встреча описана не менее снисходительно и курьезно: «До ужина опять обнимали нас кисло-серные воды; час времени с Мариным и Пушкиным языком постучали и разошлись». Аполлон Марин мог заинтересовать Пушкина как участник войны 1812 г. и как брат известного поэта-сатирика Сергея Никифоровича Марина, также храброго офицера, скончавшегося в 1813 г., друга П. И. Багратиона, Д. В. Давыдова, В. А. Озерова, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича, А. Н. Оленина. А. Марин принимал большое участие в судьбе литературного наследия брата и мог детально познакомить Пушкина с его произведениями. (Пушкин вспоминал сатирические стихи С. Н. Марина еще в 1817 г. в «Послании В. Л. Пушкину»). Пушкина-историка, помимо творчества С. Н. Марина, могло интересовать его непосредственное участие в убийстве Павла I, о котором брат мог слышать подробности. Миниатюрный портрет А. Н. Марина в эрмитажном собрании представляет его в пору знакомства с Пушкиным и дополняет серию портретов — современников поэта. Дальнейшая судьба А. Н. Марина интересна его знакомством со служившим в Финляндском полку будущим художником П. А. Федотовым. Они встречались, очевидно, в конце 1830-х — начале 1840-х годов, когда Марин жил в Петербурге и, находясь с 1841 г. в отставке в чине генерал-майора, занимался литературным трудом, в частности писал историю полка, в котором служил, и военные рассказы. В петербургской квартире Марина на З-й линии Васильевского острова Федотов часто бывал, здесь он подружился с Л. М. Жемчужниковым, отец которого был соучеником Марина по кадетскому корпусу. Здесь же Федотов нарисовал портрет А. Марина, хранившийся в собрании Л. М. Жемчужникова.'" Федотов, видимо, интересовал Марина не только как талантливый рисовальщик, но и как поэт — автор популярных солдатских песен и многих стихотворений. Современники свидетельствуют, что в доме Марина, уже глубокого старика, висел портрет П. А. Федотова.»з
Сохранился также и портрет А. Н. Марина в пору знакомства его с Федотовым. Это литография А. Клюквина 1846 г., приложенная к составленному Мариным «Краткому очерку истории лейб-гвардии Финляндского полка», где он впервые опубликовал также одну из солдатских песен Федотова. Портрет этот является еще одним подтверждением того, что на эрмитажной миниатюре изображен Аполлон Марин: сходство портретируемых сомнений не вызывает, — тот же круглый овал лица, маленький рот бантиком, разрез глаз со слегка припухлыми верхними веками; совпадают также форма носа и подбородка. Сходна даже прическа, несмотря на разницу в возрасте портретируемых в 26 лет. В пору создания литографированного портрета А. Марин был членом Комитета Государственного коннозаводства и «состоял по кавалерии». Георгиевский крест IV степени, который виден на виц-мундире, был получен им в 1832 г. за 25-летнюю службу. 26 августа 1856 г. он был произведен в генерал-лейтенанты, а 26 сентября 1859 г. отчислен от должности. В этом году он покинул Петербург и остаток жизни провел в селе Подгорном под Воронежом и в самом Воронеже, где и умер в 1873 г. Г.Н. Комелова, Г.А. Принцева Следующая страница: Фёдор и Мария Арсеньевы
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |