Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахФельдмаршал М.И. КутузовСемья ХитровоД. И. Кудрявцев с женой Софьей (урождённой Понятовской)Аполлон Никифорович МаринФёдор и Мария АрсеньевыАлександр Павлович Козлов
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Русская история XIX века в портретных миниатюрах

Аполлон Никифорович Марин

Что касается миниатюры П. Волкова, опубликованной в Каталоге эрмитажной выставки как вероятный портрет А. Н. Марина, то она исследователям почти неизвестна, хотя заслуживает не меньшего внимания. На ней изображен офицер в форме полковника лейб-гвардии Финляндского полка с владимирским крестом IV степени и медалью за 1812 г., а надпись на обороте рамки свидетельствует: «Аполлона Никифоровича Марковь 18i9 года Августа 13 дня». Однако в списках полка полковника под такой фамилией не значится.

В то же время в полку служил Аполлон Никифорович Марин, бывший участником Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Формулярный список этого офицера, составленная им автобиография, а также сравнение с его более поздним портретом дают возможность утверждать, что именно он изображен на миниатюре.

А. Н. Марин родился 17 января 1789 г. в Воронеже, с 1796 по 1808 г. учился в Первом кадетском корпусе, затем начал службу прапорщиком в лейб-гвардии Финляндском батальоне, переформированном в 1811 г. в полк. В составе этого полка он участвовал в Отечественной войне 1812 г. и за отличие в Бородинском бою был произведен в поручики и награжден орденским крестом Анны на шпагу (который на портрете мы не можем видеть).

«В Бородинском бою я был в стрелках на левом фланге, командовал цепью 2-ro батальона и был ранен в правое плечо, пуля осталась в правой лопатке», — пишет Марин в своих воспоминаниях. Левым флангом командовал, как известно, П. И. Багратион, и бой здесь был наиболее ожесточенным. Багратион, по словам Марина, хорошо его знавший и сам вскоре раненный, довез его до Москвы в коляске своего доктора Говорова.

В 1813 г. после выздоровления, догнав свой полк в Германии, Марин участвовал в Лейпцигском сражении, где снова был ранен, и за отличие в этом бою получил орденский крест Владимира IV степени, который виден на миниатюрном портрете, так же как и серебряная медаль за 1812г. Служба его в полку продолжалась и после войны, и, согласно формулярному списку, 27 декабря 1819 г. он был произведен в полковники, причем сразу же по болезни подал в отставку, которую и получил в начале января. Это обстоятельство дает возможность датировать эрмитажную миниатюру концом декабря 1819 — началом января 1820 г. В последних числах января 1820 г. Марин выехал из Петербурга лечиться на Кавказские минеральные воды на деньги, «пожалованные из Кабинета е. и. в.»

Аполлон Никифорович Марин
Портрет А. Н. Марина

На Кавказе состоялась его встреча с А. С. Пушкиным, что позволяет отнести молодого офицера к числу знакомых поэта, хотя он и не принадлежал к его близкому окружению. «В 1820 году <...> собрал я шестерку лошадей, — пишет Марин, — и в матушкиной карете с братом Николаем отправился на Кавказ <...> В Петров день 29 июня мы благополучно прибыли на Кавказ в Константиногорск, нашли себе квартиру и начали брать горячие ванны. В Константиногорске мы очень хорошо сошлись вместе с братом с знаменитым нашим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. С ним я был знаком еще тогда, когда он был в лицее в Царском селе».

М. А. Цявловский относит общение Марина с Пушкиным в Пятигорске ко времени между 29 июня и 15 июля 1820 г. Пушкин, как известно, путешествовал тогда по Кавказу с семьей Раевских после тяжелой лихорадки, перенесенной в мае 1820 г. в Екатеринославе. Но, как свидетельствует Марин, знакомство их состоялось еще в лицейские годы поэта, очевидно летом 1816 г., когда Марин — офицер лейб-гвардии Финляндского полка-квартировал в Царском Селе.'

О встрече Пушкина с Мариным на Кавказе сохранилось также свидетельство их современника Гавриила Васильевича Геракова, писателя-графомана, служившего учителем истории в Первом кадетском корпусе и многих частных домах Петербурга.

В «Путевых заметках по многим российским губерниям» 1820 г., описывая различные встречи в пути, Гераков сообщает и о посещении Кавказских вод 2 августа 1820 г. В Пятигорске, пишет он, «в одиннадцатом часу утра вышли походить; первая встреча — полковник Аполлон Марин, бывший мой ученик, хороший молодой человек; мы один другому очень обрадовались; зашли к нему и у него выпили кислой воды по стакану <...> Тут увидел Пушкина молодого, который готов с похвальной стороны обратить на себя внимание общее; точно он может, при дарованиях своих; я ему от души желаю всякого блага... »

Следующая встреча описана не менее снисходительно и курьезно: «До ужина опять обнимали нас кисло-серные воды; час времени с Мариным и Пушкиным языком постучали и разошлись».

Аполлон Марин мог заинтересовать Пушкина как участник войны 1812 г. и как брат известного поэта-сатирика Сергея Никифоровича Марина, также храброго офицера, скончавшегося в 1813 г., друга П. И. Багратиона, Д. В. Давыдова, В. А. Озерова, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича, А. Н. Оленина. А. Марин принимал большое участие в судьбе литературного наследия брата и мог детально познакомить Пушкина с его произведениями. (Пушкин вспоминал сатирические стихи С. Н. Марина еще в 1817 г. в «Послании В. Л. Пушкину»). Пушкина-историка, помимо творчества С. Н. Марина, могло интересовать его непосредственное участие в убийстве Павла I, о котором брат мог слышать подробности.

Миниатюрный портрет А. Н. Марина в эрмитажном собрании представляет его в пору знакомства с Пушкиным и дополняет серию портретов — современников поэта.

Дальнейшая судьба А. Н. Марина интересна его знакомством со служившим в Финляндском полку будущим художником П. А. Федотовым. Они встречались, очевидно, в конце 1830-х — начале 1840-х годов, когда Марин жил в Петербурге и, находясь с 1841 г. в отставке в чине генерал-майора, занимался литературным трудом, в частности писал историю полка, в котором служил, и военные рассказы.

В петербургской квартире Марина на З-й линии Васильевского острова Федотов часто бывал, здесь он подружился с Л. М. Жемчужниковым, отец которого был соучеником Марина по кадетскому корпусу. Здесь же Федотов нарисовал портрет А. Марина, хранившийся в собрании Л. М. Жемчужникова.'" Федотов, видимо, интересовал Марина не только как талантливый рисовальщик, но и как поэт — автор популярных солдатских песен и многих стихотворений. Современники свидетельствуют, что в доме Марина, уже глубокого старика, висел портрет П. А. Федотова.»з

Аполлон Никифорович Марин
Портрет А. Н. Марина.
Литография А. Клюквина. 1846 год

Сохранился также и портрет А. Н. Марина в пору знакомства его с Федотовым. Это литография А. Клюквина 1846 г., приложенная к составленному Мариным «Краткому очерку истории лейб-гвардии Финляндского полка», где он впервые опубликовал также одну из солдатских песен Федотова. Портрет этот является еще одним подтверждением того, что на эрмитажной миниатюре изображен Аполлон Марин: сходство портретируемых сомнений не вызывает, — тот же круглый овал лица, маленький рот бантиком, разрез глаз со слегка припухлыми верхними веками; совпадают также форма носа и подбородка. Сходна даже прическа, несмотря на разницу в возрасте портретируемых в 26 лет.

В пору создания литографированного портрета А. Марин был членом Комитета Государственного коннозаводства и «состоял по кавалерии». Георгиевский крест IV степени, который виден на виц-мундире, был получен им в 1832 г. за 25-летнюю службу. 26 августа 1856 г. он был произведен в генерал-лейтенанты, а 26 сентября 1859 г. отчислен от должности. В этом году он покинул Петербург и остаток жизни провел в селе Подгорном под Воронежом и в самом Воронеже, где и умер в 1873 г.


Г.Н. Комелова, Г.А. Принцева



Следующая страница: Фёдор и Мария Арсеньевы

 • Начало   • История   • Русская история XIX века в портретных миниатюрах   • Аполлон Никифорович Марин  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Сказочник Илья Билибин Росписи по дереву Борис Кустодиев 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта