Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахФельдмаршал М.И. КутузовСемья ХитровоД. И. Кудрявцев с женой Софьей (урождённой Понятовской)Аполлон Никифорович МаринФёдор и Мария АрсеньевыАлександр Павлович КозловСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Русская история XIX века в портретных миниатюрахДмитрий Кудрявцев с женой Софьей (урождённой Понятовской)Любопытна история определения миниатюрного портрета, на котором изображен генерал в отставке и молодая женщина, играющая на арфе. Как свидетельствует подпись, портрет исполнен 3 марта 1821 г. известным польским миниатюристом, прусским подданным Андреем Иосифом Хинтсом (или Хинтцем). Сведения в литературе об этом художнике предельно кратки. Известно, что он в 1807 — 1812 rr. учился у Я. Рустема в Виленской школе живописи, по окончании которой работал в Варшаве и Кракове, затем в 1820 — 1830-х годах в Вильно и его окрестностях, а также в Петербурге и Москве. На портрете представлен уже немолодой человек в генеральском мундире без эполет (следовательно, он в это время уже в отставке) с орденским крестом Анны II степени, Георгия и Владимира III степени, мальтийским крестом и медалями. Не очень высокие степени орденов затрудняли определение изображенного лица. Помочь мог лишь только случай. И этот случай произошел.
В книге отзывов на выставке миниатюр один из посетителей — известный ленинградский коллекционер В. В. Ашик — написал, что это портрет генерала Дмитрия Ивановича Кудрявцева с женой и что он опубликован С. В. Бессоновым в 1929 г. в книжечке «Усадьба Панское». Действительно эрмитажный портрет (или, возможно, копия с него или авторское повторение) воспроизведен там с довольно подробными сведениями об изображенных лицах и об их усадьбе, находившейся в трех верстах от Малоярославца. Здесь же имеется ссылка на маленькую заметку А. Дживилегова «К портрету Софьи Кудрявцевой» и на «Записки Софьи Кудрявцевой» в журнале «Русская старина». Кто же эти изображенные лица? Судя по воспоминаниям Софьи Александровны Кудрявцевой, она была дочерью польского короля Станислава Августа Понятовского, который был якобы секретно обвенчан «с одной благородной англичанкой», погибшей в 1794 г. Детские годы провела в семье приемного отца в окрестностях Варшавы, но часто ездила в Лазенки, где встречалась с королем. Во время освободительного восстания Тадеуша Костюшко, вспыхнувшего в 1794 г., вскоре после второго раздела Польши, семья уехала в Краков, откуда после большого сражения между восставшими и русскими войсками вернулась обратно в Варшаву. В их доме на постое находился раненный русский офицер, которого часто навещали товарищи. Среди последних был тогда уже почти сорокалетний полковник Дмитрий Кудрявцев. Софье же шел лишь двенадцатый год. Тем не менее вскоре Кудрявцев предлагает ей руку и сердце, и Софья, поначалу отказавшая старому офицеру, затем, по совету приемного отца, объяснившего ей, что он разорен, а она бедна и не имеет никаких перспектив на лучшую жизнь (напомним, что Понятовский в 1795 г. отказался от престола и бежал в Россию), вынуждена была согласиться на этот брак. Свадьба состоялась в 1796 г., и молодые уехали вместе с полком Кудрявцева сначала на Волынь, где прожили около года, а затем в Петербург. Судя по воспоминаниям молодой женщины, муж ее очень любил, но «совсем не занимался ею», ревновал, кроме того, был человеком очень крутого нрава, и Софья была, по ее словам, «несчастна во всем смысле этого слова». «Проходя все обстоятельства моей жизни, — писала она, — я часто проливала слезы». Единственным и любимым ее занятием была музыка (может быть, поэтому она и изображена на портрете с арфой). Д. И. Кудрявцев участвовал в кампании 1805—1809 гг., получил чин генерала, орден Анны II степени и золотую шпагу за храбрость. В 1810 г., когда ему исполнилось 54 года, а его жене всего лишь 26, Кудрявцев вышел в отставку и вся семья (к тому времени у них было уже трое детей) переехала в фамильную усадьбу Кудрявцевых Панское, где с перерывом на время Отечественной войны, когда эти места были заняты французскими войсками, и прожила всю жизнь, иногда лишь наезжая в Москву. Очевидно, в Москве и была исполнена миниатюра, не случайно заказанная именно польскому художнику, с которым Софья Александровна могла поговорить и вспомнить свою родину. Определение портрета подтвердили и все формальные данные, в частности орденские знаки, изображенные на мундире генерала, которые соответствуют наградам, полученным Кудрявцевым. Так, 22 сентября 1794 г., еще будучи капитаном, «за военные заслуги» (надо понимать за участие в подавлении восстания Костюшко) он получил орден Владимира IV степени, а 1 января 1795 г. — Георгия IV степени. Орденом Анны II степени он был награжден несколько позже-12 апреля 1808 г., очевидно за участие в кампании 1806 — 1807 rr. в Восточной Пруссии. Таким образом, на эрмитажной миниатюре действительно изображен генерал-майор в отставке Дмитрий Иванович Кудрявцев (1756 — 1828) и его жена Софья Александровна (1784 — 1835). Г.Н. Комелова, Г.А. Принцева В начале двадцать первого века история о женитьбе сорокалетнего мужчины на одиннадцатилетней девочке закончилась бы уголовным делом и общим неприятием. В конце восемнадцатого века такие свадьбы ещё случались, хотя отношение к ним в обществе уже было неоднозначным. Сохранившиеся заметки Софьи подсказывают, что брак был несчастливым, а затворничество семьи стало результатом не только тирании её супруга, но и своеобразного бойкота со стороны ряда соседей и бывших сослуживцев мужа. Здравомыслящие и передовые люди избегали общения с генералом, хотя это и оставляло его жену в изоляции. Следующая страница: Аполлон Никифорович Марин
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |