Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахФельдмаршал М.И. КутузовСемья ХитровоД. И. Кудрявцев с женой Софьей (урождённой Понятовской)Аполлон Никифорович МаринФёдор и Мария АрсеньевыАлександр Павлович КозловСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Русская история XIX века в портретных миниатюрахФёдор и Мария АрсеньевыВ эрмитажной коллекции находится интересный портрет Федора Николаевича Арсеньева и его жены Марии Сергеевны работы неизвестного художника. Биография Арсеньева дает возможность причислить его к передовым офицерам преддекабристской эпохи. К тому же фамилия обязывала выяснить степень его родства с М. Ю. Лермонтовым, мать которого, как известно, была урожденная Арсеньева. Родство это оказалось очень отдаленным: Михаил Юрьевич и Федор Николаевич были кузенами в 5-м колене (родными братьями были их прапрадеды). Сам же Ф. Н. Арсеньев был личностью примечательной. Он родился в 1795 г. и 22-х лет в 1817 г. был зачислен подпрапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк. Это было, как известно, время расцвета «вольнодумства» в полку, время существования известной Семеновской артели офицеров — одной из первых преддекабристских организаций — и ланкастерской школы для солдат. Как и многие передовые офицеры, Арсеньев был масоном. Он служил в полку вместе с братьями С. И. п М. И. Муравьевыми-Апостолами, С. П. Трубецким и И. Д. Якушкиным.
Несомненное соприкосновение его в Семеновской артели с будущими декабристами делает фигуру Ф. Н. Арсеньева заслуживающей внимания. В 1819 г. молодой офицер получил чины подпоручика и поручика; в 1820-м, после восстания Семеновский полк, как известно, был расформирован, а его офицеры переведены в различные армейские части. Ф. Н. Арсеньев был переведен в Тарутинский пехотный полк с чином капитана. В этом чине и в мундире армейского полка он и изображен на эрмитажной акварели, что дает возможность датировать портрет началом 1820-х годов. Характерно, что профессиональным военным в эпоху николаевской реакции Арсеньев не стал. К 1837 г. он уже числился в отставке в чине коллежского ассесора. В Москве, где он поселился, Арсеньев был известен как прекрасный музыкан, 43
Парный портрет жены Арсеньева Марии Сергеевны (урожденной Слепцовой) был исполнен, очевидно, ко дню их свадьбы, а так как она родилась в 1803 г., а умерла вскоре после замужества 1828-м, родив троих детей, то датировка портретов началом 1820-х годов подтверждается. Очевидно, как изображение офицера — члена Семеновской артели и одного из командиров времени восстания 1820 г. портрет Ф. Н. Арсеньева находился после революции в музее декабристов, а затем был передан в Ленинградский музей революции, из коллекции которого оба портрета и происходят. Г.Н. Комелова, Г.А. Принцева Семёновский полк был создан для военных игр подрастающего Петра Первого. А местом расположения казарм и учреждений полка стало село Введенское (Семёновская слобода) - древнее поселение в окрестностях Москвы на холме у впадения реки Хапиловки в Яузу. Ниже устья Хапиловки располагалась переправа на дороге, соединяющей Кремль с усадьбой Измайлово. Вокруг в пределах получаса пешей ходьбы располагались Рубцовский и Преображенский дворцы. И удивительным образом планировка и названия слободы сохранились по сию пору. Совершить виртуальную прогулку по старому району, а также скачать программу пешеходной экскурсии можно на сайте Семёновская-слобода.рф. Следующая страница: Александр Павлович Козлов
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |