Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахФельдмаршал М.И. КутузовСемья ХитровоД. И. Кудрявцев с женой Софьей (урождённой Понятовской)Аполлон Никифорович МаринФёдор и Мария АрсеньевыАлександр Павлович КозловСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Русская история XIX века в портретных миниатюрахСемья Хитрово
Анна Хитрово (урождённая Кутузова)Единственный женский портрет в рассматриваемой группе миниатюр — очень тонко исполненное изображение дочери Кутузова, но не Елизаветы, как традиционно считалось, а Анны Михайловны (1782 — 1846), в замужестве также Хитрово. Неизвестный художник изобразил ее в декольтированном белом платье и красной шали с фрейлинским бриллиантовым шифром на левой стороне груди, что позволяет датировать портрет 1801 — 1802 гг., когда Анна, так же как и ее сестра Елизавета, были фрейлинами при дворе императрицы Елизаветы Алексеевны. В росписи чиновных особ в Месяцеслове за 1804 г. их фамилии не числятся, так как обе к тому времени вышли замуж и поэтому были исключены из штата двора.
Нашу атрибуцию подтверждает сравнение миниатюры с акварельным портретом Анны Михайловны в старости работы известного художника В. И. Гау (середина 1830-х годов). То же несколько удлиненное лицо с широко расставленными глазами, резко очерченные брови и тонкие губы. Строй лица ее сестры Елизаветы Михайловны, как свидетельствуют сохранившиеся портреты, несколько иной: оно более широкое, скуластое, нос чуть длиннее, иная форма подбородка.
Хорошо знавший Анну Михайловну ее современник в своих воспоминаниях писал: «<...> она была дурной наружности, но отлично воспитана, умна и мила». К сожалению, автора портрета А. М. Голенищевой-Кутузовой установить не удалось. Николай ХитровоЕщё одним подтверждением тому, что па портрете изображена Анна Михайловна, является помещенный внизу на планшете портрет ее мужа Николая Захаровича Хитрово (1779—1826). Этот портрет считался ранее изображением неизвестного генерала и так был помещен в каталоге выставки миниатюр из собрания Эрмитажа. Сравнение его с литографированным портретом Н. 3. Хитрово, исполненным несколькими годами позже известным живописцем, миниатюристом и литографом, академиком петербургской Академии художеств И. М. Жереном, работавшим в Петербурге в первой четверти XIX в., позволяет с полной определенностью атрибутировать миниатюру как портрет Н. 3. Хитрово. На литографии он изображен в фас в вицмундире с эполетами без орденских знаков и медалей. Портретное сходство с миниатюрой несомненно: такая же как бы приплюснутая голова, широкое лицо, выпуклые губы чуть бантиком, небольшие усики и редкие волосы.
Интересна биография Н. 3. Хитрово. Семилетним мальчиком в 1786 г. он был записан сержантом в лейб-гвардии Измайловский полк, затем переведен в лейб-гвардии Конный полк, в 1801 г. назначен флигель-адъютантом Павла I. В августе 1803 г. лишен этого звания и переведен в Псковский драгунский полк, командиром которого был назначен уже через год. Вместе с этим полком участвовал в военной кампании 1805 г. В 1806 г. он уже флигель-адъютант Александра 1 и шеф Серпуховского драгунского полка. В 1807 г. отличился в авангардном бою при местечке Порошино, а затем при Пултуске и Остроленке и за военные заслуги в мае этого же года получил орден Владимира 1У' степени с бантом,. а в сентябре 1809 г. чин генерал-майора. В том же году был тяжело ранен под Браиловым, вышел в отставку и поселился в Москве. Перед началом Отечественной войны вернулся в армию, но вскоре внезапно был выслан в Вятку. С. Д. Полторацкий, написавший краткую заметку о Хитрово в журнале «Русская старина» за 1892 г., отметил, что, по слухам, он «разболтал важную военную тайну, относящуюся к началу войны, французскому послу Коленкуру». Хитрово неожиданно для всех, особенно если учесть, что он был зятем Кутузова, радостно встретил наполеоновские войска, «выкинув французский флаг» при их приближении. После изгнания Наполеона переведенный с семьей на жительство в Калужскую губернию, в свое имение в семи верстах от Тарусы, он жил под надзором полиции, но уже к концу войны был прощен, чему, очевидно, немало способствовало положение его тестя М. И. Кутузова. До 1822 г. Хитрово с семьей оставался в своем имении, и, как пишет Полторацкий, «чтобы загладить свои дела, выстроил уездное училище и стал ревностным корреспондентом Библейского общества», а также членом московского Общества истории и древностей российских, почетным членом Московского университета, избирался Тарусским уездным предводителем.
Жил он очень открыто, устраивал бесконечные приемы и балы. Умер в 1826 г., оставив своей жене расстроенное имение. Анна Михайловна, как отмечают современники, кончила свои дни «в крайности», прожив после смерти мужа еще 20 лет. Портрет Н. 3. Хитрово, очевидно, исполнен в середине 1810-х годов. Он изображен в общегенеральском мундире, с орденами Владимира IV степени, Pour le Merite, мальтийским крестом и бронзовой медалью в память 1812 г., которая, как известно, давалась только после вступления русских войск в Париж. В собрании вел. кн. Николая Михайловича находилась аналогичная миниатюра — портрет того же лица. Поскольку миниатюры совершенно идентичны и манера исполнения эрмитажного портрета выдает руку того же мастера, можно с уверенностью атрибутировать его как еще одну, ранее неизвестную работу этого талантливого миниатюриста. Определение основных портретов на планшете как изображения Анны Михайловны Хитрово и ее мужа позволяют высказать предположения и о двух других миниатюрах, вставленных в этот же планшет. Профильный портрет мальчика в курточке и белой рубашке с большим отложным воротником может быть портретом одного из четырех сыновей Н. 3. Хитрово, родившихся, соответственно в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг., вероятнее всего старших — Алексея или Михаила. Алексей ХитровоПомещенный на планшете справа также профильный портрет неизвестного мужчины в мундире с высоким воротником, характерным для 1800-х—начала 1810-х годов, орденской лентой через левое плечо и, вероятно, мальтийским крестом (?) может быть предположительно определен как портрет старшего брата Н. 3. Хитрово — Алексея Захаровича Хитрово (1776 — 1854), действительного статского советника, камергера, обер-прокурора Правительствующего Сената, впоследствии сенатора и государственного контролера. В январе 1811 г. он получил Анну I степени, что соответствует ленте через левое плечо у изображенного на портрете.
Сравнение миниатюры с более поздними литографированными портретами Алексея Хитрово подтверждает наше предположение. В отличие от брата у Алексея было узкое, несколько удлиненное лицо, высокий лоб, чуть выдвинутый подбородок и тонкий, довольно большой нос с горбинкой. И хотя на миниатюре он изображен в профиль, сходство с литографированным портретом А. Хитрово несомненно. Что касается авторства этих двух последних миниатюрных портретов, то их также можно приписать кисти П. Э. Рокштуля — оба исполнены гризайлью и гуашью на слоновой кости в характерной тля этого художника манере с тщательно выписанными деталями. Портрет мальчика, очевидно, исполнен в конце 1800-х годов, портрет А. 3. Хитрово — в 1811—1812 гг. (после получения ордена и до изменения формы воротника мундира). Таким образом, рассматриваемый в статье планшет принадлежал не Кутузову, как считалось ранее, а вероятнее всего Е 3. Хитрово и включает миниатюрные изображения его жены, сына и брата (?), исполненные в 1800 — 1810-х годах. Г.Н. Комелова, Г.А. Принцева Следующая страница: Д. И. Кудрявцев с женой Софьей (урождённой Понятовской)
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |