Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия КиевскаяАрхитектурные и строительные особенности Софийского собораМозаики Софийского собораФрески Софийского собораРеставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII векаСофийская колокольняЗдания и сооружения Софийского монастыряСофийский заповедник в послевоенный период
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Мозаики Софийского собора

Большая часть убранства Софийского собора дошла до нашего времени. Особенно хорошо сохранились всемирно известные софийские мозаики, которые после реставрации в 1952 — 1954 гг. вновь засверкали всеми красками палитры. В худшем состоянии, но в большом количестве сохранились целые композиции и фрагменты древних фресок, над реставрацией которых на протяжении последних лет (1952 — 1964 гг.) работали видные советские ученые — искусствоведы, художники, архитекторы. Большой интерес представляют также резные шиферные плиты парапета на хорах, мраморный саркофаг, в котором в 1054 г. был похоронен Ярослав Мудрый, остатки мраморных порогов, мозаичных полов и др.

Главнейшим элементом внутреннего убранства собора является монументальная мозаичная и фресковая живопись. Объединение мозаик и фресок в одном памятнике: не встречается в византийских храмах и составляет особенность Софии Киевской. Мозаичными многокрасочными изображениями украшены главные части храма-центральное подкупольное пространство и центральная апсида. Все другие части храма — центральный и боковые нефы, трансепт, хоры и башни — расписаны фресками.

Из всех сохранившихся в мире древних мозаик мозаики Софии Киевской являются самым подлинным памятником монументальной живописи XI в., ибо они никогда не переделывались и не дополнялись реставраторами, лишь закреплялись и расчищались от пыли, копоти и позднейших записей, что возвращало им многокрасочную свежесть первоначального состояния.

Софийские мозаики являются одними из прекраснейших по своим краскам. В них своеобразно сочетается архаизм форм с необычайной красотой то ярких сверкающих красок, то приглушенных благородных полутонов, полученных благодаря обилию разнообразнейших оттенков одного и того же цвета. Так, например, коричневый цвет имеет 35 оттенков, зеленый — 34, желтый — 23, синий — 21, красный и розовый — 19 и т. д. Всего в мозаичной палитре Софии Киевской насчитывается 177 оттенков, что говорит о высокоразвитой технике производства смальт в Киевской Руси.

Свежестью цветовой гаммы софийские мозаики обязаны высокому мастерству мозаистов, которые в совершенстве владели кропотливой и сложной техникой мозаичной живописи. Набирая по сырой известковой штукатурке мозаичное изображение из отдельных кубиков смальты, мозаичисты придавали им различный наклон, и лучи света, падпющие на поверхность изображений, отражались под различными углами. В результате этого мозаики Софии Киевской как бы искрятся и хорошо воспринимаются с любого места в соборе.

Особую выразительность мозаичным изображениям придает золотой фон, с которым хорошо гармонируют различные оттенки синего, фиолетового, красного.

В Софии Киевской до наших дней сохранились целые композиции и отдельные мозаичные изображения XI в., являющиеся основными элементами монументально-декоративного убранства ее главной апсиды и центрального подкупольного пространства.

В зените центрального купола в медальоне диаметром 4,1 м полностью сохранилось погрудное монументальное мозаичное изображение Пантократора, мастерски выполненное мозаистами с учетом восприятия его зрителями с большого расстояния (до ЗО м).

Мозаики Софийского собора. Оранта и Пантократор
Мозаики Софийского собора. Оранта и Пантократор

От четырех изображений архангелов в куполе сохранилась лишь одна мозаичная фигура, относящаяся к XI в., да и то не полностью: не достает нижней части фигуры от колен, левого и частично правого крыльев, которые дописаны масляными красками в 1884 — 1885 гг. Тогда же, по образцу сохранившейся мозаичной фигуры, были написаны масляными красками остальные фигуры архангелов.

На одном из простенков между окнами центрального подкупольного барабана уцелела верхняя, часть мозаичной фигуры апостола Павла, а над подпружными арками, поддерживающими барабан главного купола,— изображение Христа в образе Иерея (над восточной аркой) и наполовину утраченное изображение богоматери (над западной аркой).

Из четырех мозаичных изображений в парусах подкупольного барабана сохранилось лишь одно — евангелиста 'Марка на юго-западном парусе, а из тридцати мозаичных изображений в медальонах севастийских мучеников на наружных арках центрального купола сохранилось пятнадцать: десять на южной арке и пять на северной. Утраченные мозаичные изображения в парусах и на подпружных арках еще в середине XIX в. были написаны масляными красками.

Центральное место во внутреннем убранстве Софии Киевской занимают мозаики ее главной апсиды. Над ее конхой сохранилась мозаичная композиция «Деисус», скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами, а надвух столбах восточной. арки перед апсидой сохранилась мозаичная композиция «Благовещение» в виде фигур во весь рост: архангела Гавриила на северо-восточном и девы Марии на юго-восточном столбах. Классическая ясность, пластичность, строгая пропорциональность, мягкая прорисовка фигур связывает эти художественные изображения с произведениями античного искусства, с лучшими традициями эллинской живописи.

Самое видное место во внутреннем убранстве Софии Киевской занимает огромное мозаичное изображение Марии-Оранты в конце центральной апсиды (высота фигуры равна 5,5 м), мастерски выполненное мозаистами на поверхности и чарующее богатством красок, которые прекрасно сочетаются с золотым фоном всей конхи апсиды. Мария-Оранта стоит на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Одета она в хитон с тёмно-синими складками, поверх которого наброшен фиолетовый мафорий, за красный пояс заложен белый платочек, расшитый золотом, на ногах — ярко-красные сапожки. Изображение Марии-Оранты является наиболее монументальным и величественным среди мозаик Софии Киевской.

Под изображением Оранты хорошо сохранилась многофигурная мозаичная композиция XI в. «Евхаристия», а под ней — фигуры «Святителей», уцелевшие лишь в верхней своей части, Утраченные нижние части фигур, очевидно, еще в XVII — XVIII вв. были дописаны масляными красками. Фигуры «Святителей» принадлежат к числу наиболее совершенных мозаик Софии Киевской. В них - особой силой раскрывается мастерство портретных характеристик и исключительное колористическое дарование художников-мозаистов, создавших эти образы.

Значительное место в убранстве Софии Киевской отведено мозаичным орнаментам, которые украшают обрамление конхи, боковые части главной апсиды и ее горизонтальные пояса, оконные проемы и внутренние вертикальные грани подпружных арок. Но мозаичный орнамент не везде сохранился, и в утраченных местах он до полнен или восстановлен масляными красками.

В Софии Киевской одинаково применены как растительные мотивы орнаментов, так и чисто геометрические. Так, например, конца центральной апсиды обрамлена красочным орнаментом растительного характера в виде кругов со вписанными в них пальметками, а над шиферным карнизом, отделяющим фигуру Оранты от композиции «Евхаристия», идет очень красивая полоса орнамента чисто геометрического характера. Тонкие белые линии на темно-синем фоне этого орнамента так искрятся, что кажутся сделанными из перламутра.

Определенным своеобразием и монументальностью отличается орнамент, отделяющий композицию «Евхаристия» от изображения святителей. Очень эффектен орнамент откосов оконных проемов центрального подкупольного барабана и главной апсиды собора, а также орнамент восточной подпружной арки в виде паростков синего цвета, которые извиваются по желтому фону.

Читайте также: Мозаики Софии Киевской на сайте Smalta.ru



Следующая страница: Фрески Софийского собора

 • Начало   • История   • София Киевская   • Мозаики Софийского собора  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Михаил Врубель Доспехи крылатых гусар Татьяна Латукова 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта