Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия КиевскаяАрхитектурные и строительные особенности Софийского собораМозаики Софийского собораФрески Софийского собораРеставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII векаСофийская колокольняЗдания и сооружения Софийского монастыряСофийский заповедник в послевоенный период Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Софийская колокольняПосле пожара, вспыхнувшего на территории Киево-Софийского монастыря в 1697 г., Петр 1 издал указ (1699 г.) о застройке ее каменными зданиями. Строительство каменных зданий и ограды Софийского заповедника затянулось до 70-х годов XVIII в. При этом учитывался прежний характер планировки и застройки территории монастыря деревянными зданиями. Первым новым каменным сооружением, возведенным на Софийском подворье в 1699 — 1707 гг. (одновременно с отстройкой Софийского собора), была монументальная Софийская колокольня, которую прежде называли триумфальной. В 1709 г. у ее стен жители Киева встречали Петра I возвращавшегося после Полтавской победы.
Вертикаль многоярусной колокольни, доминирующей над всем комплексом сооружений, придавала вместе с устремленными ввысь куполами Софийского собора новый силуэт и архитектурное выражение не только этому ансамблю, но и всему району Верхнего города. В'начале колокольня была трехъярусной с барочным, слегка приплюснутым куполом. В 1744 г. в ней образовались значительные трещины, и в связи с этим верхний ярус колокольни был разобран и вместо него построен новый. Кто был автором проекта или строителем первой кольни на Софийском подворье, не установлено и до нор. Работами по восстановлению колокольни в 1748 гг. руководил архитектор И. Г. Недель. Четвертый ярус и вызолоченный грушевидной формы купол с главкой надстроены в 1851 — 1852 гг. по проекту архитектора П. И. Спарро. Фундаменты, стены и своды колокольни выложены из кирпича на известковом растворе. Фасады ее по вертикали расчленены лопатками и раскреповками, богато украшены лепным орнаментом и барельефами. Поярусные деления колокольни подчеркнуты развитыми карнизами. Насыщенность фасадов архитектурным декором создает светотеневую игру, придающую сооружению исключительно живописный характер, не лишая в то же время стройности и четкости его устремленных ввысь объёмов. Как показали исследования (1951 — 1952 гг.), колокольня была окрашена полихромно (многоцветно). В последующие годы и после надстройки четвертого яруса в 1851 — 1852 гг. колокольню красили в два цвета: цвет лепки во всех случаях оставался белым и охристым, а поле стен окрашивалось зеленоватыми и бирюзовыми тонами разной интенсивности. Этот принцип окраски колокольни сохранен и теперь. У колокольни Софийского заповедника, как у сооружения, стоящего обособленно, нет главного и второстепенного фасадов. Все стороны ее равноценны по архитектуре и хорошо воспринимаются не только с площади Богдана Хмельницкого или со двора заповедника, но и с отдельных улиц Киева и даже с Заднепровья. Следующая страница: Здания и сооружения Софийского монастыря
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |