Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия КиевскаяАрхитектурные и строительные особенности Софийского собораМозаики Софийского собораФрески Софийского собораРеставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII векаСофийская колокольняЗдания и сооружения Софийского монастыряСофийский заповедник в послевоенный период Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Здания и сооружения Софийского монастыряМонастырская трапезнаяНа юг от Софийского собора, слева от входа на территорию заповедника через арку колокольни, расположена бывшая монастырская трапезная, построенная в 1722 — 1730 гг. Вначале это было двухэтажное барочной формы сооружение, на первом этаже которого размещалась монастырская столовая (трапезная), а на втором — кладовые для продуктов и всевозможной монастырской утвари. Под зданием трапезной устроены большие подвальные помещения складов, которые соединялись с сетью подземных ходов под территорией монастыря.
В 1822 г. по проекту архитектора А. И. Меленского трапезная была перестроена в зимнюю (теплую) церковь, и с того времени она получила название Теплая София или Малая София. В 1872 г. по проекту архитектора М.С. Иконникова к северному и южному фасадам Малой Софии были пристроены одноэтажные нефы с односкатной крышей. После произведенных переделок и пристроек Малая София приобрела вид трехнефной базилики с куполом грушевидной формы над алтарем, двускатной крышей с характерным барочным заломом и фронтоном на ее западном фасаде. Митрополичий домОдним из интереснейших образцов гражданского каменного зодчества первой половины XVIII в. является бывший митрополичий дом, расположенный на запад от Софийского собора. Строительство митрополичьего дома было начато в 1722 г. и длилось более тридцати лет. В 1722 — 1730 гг. был сооружен первый этаж с глубокими подвалами под всем зданием; в 1731 — 1743 гг. надстроен второй этаж и устроена высокая крыша. В 1748 — 1757 гг. крыша переделана, после чего приобрела характерную барочную форму с заломом, в нижней ее части сделаны окна, а над главным входом восточного фасада устроен нарядный барочный фронтон с окнами для освещения чердачных помещений. Точно такой же фронтон был возведен симметрично на противоположном западном фасаде.
К концу XVIII ст. митрополичий дом представлял собой отдельно стоящее здание, все фасады которого были одинаково парадно отделаны и украшены. В XIX ст. к юго-западной части митрополичего дома были пристроены новые двухэтажные помещения, а на его западном фасаде устроен большой балкон. Из внутренних nepeделок наиболее значительной была перестройка в 1838 г. домовой митрополичьей церкви во втором этаже здания. Автора строительства первого этажа и подвалов митрополичьего дома до сих пор не удалось установить даже предположительно. Второй этаж (без фронтонов), по-видимому, был надстроен архитектором И. Г. Шеделем. Брама ЗаборовскогоНа запад от митрополичьего дома, в каменной ограде Софийского заповедника, уцелели остатки въездных ворот, дошедшие до нас под названием брамы Заборовского. Эта брама вместе с каменной оградой софийского подворья была построена в 1746 г. архитектором И. Г. Шеделем по заказу митрополита Рафаила Заборовского как парадный въезд на территорию митрополичьего двора с запада. В начале XIX в. в результате интенсивной застройки Киева брама Заборовского оказалась в глухом и тесном Георгиевском переулке. В результате планировки территории и прокладывания новых улиц уровень земли у брамы повысился на 1 м, поэтому в 1822 — 1823 гг. проезд через браму Заборовского был закрыт, а парадный митрополичий двор превращен в закрытый митрополичий сад. Очевидно, тогда же были разобраны небольшие караульные помещения (так называемые кордегардии), примыкавшие к браме с востока. Остатки их оказались под землей, и со временем о них забыли, поэтому долгое время об архитектуре брамы Заборовского судили липа по сохранившемуся ее западному фасаду.
Проведенные в последние годы исследования показа ли, что в своем первоначальном виде брама представляла собой одноэтажное барочных форм каменное сооружение с широким арочным проездом посредине и жилыми (вернее караульными),помещениями по обеим сторонам проезда. Сооружение было увенчано двускатной крышей с заломом, замыкающейся с западной и восточной сторон барочными высокими фронтонами. Уцелевший западный фасад брамы Заборовского немного отступает в глубь двора так, что примыкающие к нему стены каменной ограды образуют небольшую аванплощадь. Стороны брамы фланкированы двумя парами перспективно размещенных колонн, на которые опирается орнаментированный парапет и арки, несущие на себе чудесный по своей красоте и пластичности фронтон. Под большой аркой по обе стороны проезда поставлены два массивных пилона, объединенных полуциркульной аркой. Своеобразный тимпан, образовавшийся между apками, и вся поверхность фронтона, венчающего браму, целиком покрыты сочным растительным орнаментом. Прекрасный живописный силуэт брамы Заборовского и особенно ее сочная оригинальная лепная орнаментация свидтельствуют о значительном влиянии на архитектуру того времени народного творчества. Гармонируя с богатой окружающей природой, брама выгодно воспринимается с близкого расстояния. Оказавшись заглубленной в землю после застройки н части города в XIX в., она утратила не только свои пропорции, но и архитектурно-художественную выразительность. Однако и в современном виде брама Забороского является одним из наиболее оригинальных архитектурно-исторических памятников развитого барокко. Здание Софийской бурсыНа север от Софийского собора расположено здание Софийской бурсы, построенное в 1763-I. Это двухэтажное с подвалом каменное сооружение, имеющее в плане форму прямоугольника длиной I07.75 м, с двумя выступами (ризалитами) на главном фасаде. Фасады бурсы на всю высоту расчленены набегающими раскрепованными пилястрами, расположение которых соответствует внутренним каменным стенам здания и создает приятный ритм. Пилястры увенчаны стилизованными ионическими капителями, шейки которых украшены лепным орнаментом в виде звезд и пальмовых веток. Основанием для пилястр служат тонко профилированные пьедесталы, поставленные на обрез раскрепованных стен цокольного этажа. В промежутках между пилястрами сгруппированы оконные проемы хороших пропорций с лучковыми перемычками. Окна первого этажа обрамлены наличниками с,замковым камнем простого рисунка, а окна второго этажа украшены наличниками и волнистыми раскрепованными сандриками. Стены заканчиваются многоступенчатым тянутым карнизом. Все здание в целом завершается высокой крышей с заломом.
Автор проекта бурсы долгое время был неизвестен. Полагали, что им был архитектор И. Г. Барский. В последнее время были найдены документы, согласно которым авторами-строителями бурсы надо считать архитекторов М. Юрасова и А. Попова, которые в то время строили также Михайловскую церковь и здание келий Выдубецкого монастыря. Здание бывшей Софийской бурсы хорошо сохранилось, оно является одним из значительных каменных сооружений украинской гражданской архитектуры второй половины XVIII в. Братский корпусНа запад от бурсы под прямым углом к ней расположен так называемый братский корпус, или корпус бывших монастырских келий. В плане это вытянутый в направлении север — юг прямоугольник размерами 10, 85*58,38 м. Первый этаж этих келий, с открытой галереей на его западном фасаде, был сооружен в 50-х годах XVIII в., но уже в 60-х годах над ним был надстроен второй этаж, а в XIX в. к его западному фасаду, на высоту обоих этажей, пристроена галерея, закрывающая весь фасад здания. По всему периметру первый этаж келий отделен от надстроенного над ним второго небольшим вытянутым карнизом. Снаружи стены братского корпуса на высоту обоих этажей расчленены пилястрами, сообщающими ритм его несколько вытянутому фасаду. Тяги карнизов на выступающих частях фасадов и на пилястрах раскрепованы. Верх пилястр увенчан капителями простого рисунка, а пилястры первого этажа украшены рустом. На плоскостях между пилястрами размещены группами (по два и по три) оконные проемы с лучковыми перемычками. Окна второго этажа обрамлены наличниками с замковым камнем. Фундаменты, стены и сводчатые перекрытия здания сделаны из кирпича на известковом растворе; поверхности внутренних и наружных стен оштукатурены и побелены. Когда-то высокая с заломом барочная крыша со временем была переделана в обычную четырехскатную, и покрытую железной кровлей. В целом бывший братский корпус хорошо сохранился и является интересным архитектурным памятником гражданского зодчества второй половины XVIII в. Южная башня и консисторияВъездными воротами на территорию Софии со стороны теперешней Владимирской улицы является южная башня, построенная в середине XVIII в. Это квадратное плане двухъярусное сооружение с широким проездом-брамой в нижней части и просторным помещением над ней во втором ярусе. Увенчано сооружение полусферическим куполом и конусовидной башней со шпилем. Нижний ярус башни увенчан развитым тянутым карнизом барочного типа, а фасады расчленены тягами и карнизами и украшены прямоугольными и треугольными нишами.
Фасады второго яруса тоже украшены пилястрами, но по форме они несколько отличаются от таких же украшений первого яруса. Различие в архитектурном декоре фасадов, а также смещение пилястр и ниш на обоих этажах дают основание думать, что вначале южная въездная башня была одноярусной, и что ее второй ярус, выстроен несколько позже, возможно в 1770 — 1783 гг., когда надстраивался второй этаж над расположенным недалеко от нее зданием бывшей консистории. После перестроек XVIII — XIX вв. здание бывшей консистории в значительной мере утратило свои первоначальные барочные формы и в современном виде историко-архитектурной ценности не представляет. Построенная в середине XVIII в. каменная ограда вокруг монастыря уцелела лишь частично со стороны нынешнего Георгиевского переулка, Стрелецкой улицы и у Софийской колокольни. Стены высотой около 3 м возведены из кирпича на известковом растворе. Наружные поверхности стен расчленены неширокими пилястрами, пи которых раскреповываются тяги цоколя и развитого кар низа, венчающего стену. Следующая страница: Софийский заповедник в послевоенный период
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |