Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университетаКоллекция Карла МоргенштернаНемецкая графикаЦентр гравюры в НидерландахИтальянская графикаФранцузская графикаГрафика других стран Европы
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Собрание графики научной библиотеки Тартусского университета

Т.К. Нурк

В научной библиотеке Тартуского университета наряду с 4-миллионным книжным фондом хранится богатое художественное собрание, большую часть которого составляет коллекция графики. Первоначально она принадлежала университетскому музею искусств, который начал свою деятельность в 1803 г. под руководством Карла Моргенштерна (1770 — 1852), бывшего в течение многих лет преподавателем университета и одновременно директором университетской библиотеки и заведующим музеем. Ревностный и знающий собиратель, он разыскивал для музея гипсовые копии античных скульптур, слепки с гемм, медали, монеты, живопись, рисунки и гравюры, для того чтобы использовать их в учебном процессе.

Собрание старой графики научной библиотеки ТГУ, которое создавалось первоначально с учебной целью, благодаря многосторонним знаниям и тщательному комплектованию К. Моргенштерна содержит большое количество редких и ценных листов и является на сегодняшний день одной из значимых коллекций мира.


Коллекция Карла МоргенштернаКоллекция Карла Моргенштерна  
Первая покупка для будущего собрания графики была сделана 10 октября 1803 г., и вскоре оно стало одним из самых обширных в Прибалтике. К 1837 г., ко времени ухода К. Моргенштерна на пенсию, собрание содержало более 2700 отдельных листов и около 1000 листов в альбомах и сборниках. В последующее время собрание обогащалось мало. В 1858 г. было решено сосредоточить в университетском музее произведения классического искусства. Спустя 10 лет картины, рисунки и гравюры передали рисовальной школе при университете...

Немецкая графикаНемецкая графика  
XVI в. был периодом расцвета гравюры на дереве и на меди, вершиной которого стало творчество А. Дюрера (А. Durer, 1471 — 1528) . Ему принадлежит гравюра на дереве «Святое семейство с тремя зайцами» (около 1497),' относящаяся к раннему периоду творчества великого мастера. К дюреровскому времени восходит также лист «Христос в Эммаусе» из серии гравюр на дереве «Малые страсти» (1509—1511)...

Центр гравюры в НидерландахЦентр гравюры в Нидерландах  
В XVII в. Нидерланды разделились на Фландрию и Голландию, в результате возникли два самостоятельных центра искусства. Главой фламандской школы живописи стал П. П. Рубенс (1577 — 1640). Он оказал влияние также на развитие графики, устроив при своем ателье гравировальную мастерскую, где лучшие гравировальщики репродуцировали работы художника, чтобы с помощью гравюр знакомить с его творчеством публику за пределами Фландрии...

Итальянская графикаИтальянская графика  
Интенсивное развитие итальянской графики началось в XVI в. Оно связано с деятельностью Маркантонио Pоймонди из Рима (Marcantonio Raimondi, 1480 — 1527/34). М. Раймонди после 10 лет работы по рисункам и эскизам Рафаэля положил начало репродукционной графике. ..

Французская графикаФранцузская графика  
Стремительное развитие французского национального черно-белого искусства началось в первые десятилетия XVII в., оно было связано с деятельностью Ж. Калло. Если до него технику офорта для создания самостоятельных художественных произведений применяли мало и случайно, то Ж. Калло стал первым мастером, кто в полной мере сумел использовать выразительную силу офорта и указал направление для дальнейшего его развития. Он создал около 1500 офортов...

Графика других стран ЕвропыГрафика других стран Европы  
Английская графика начала привлекать к себе внимание в середине ХVIII в. Из собранных в библиотеке произведений наиболее интересны остро сатирические офорты В. Хогарта. Кроме крупных коллекций графических работ художников разных стран, в собрание входят менее значительные по составу коллекции, например графика Австрии и Швейцарии...


Интересные места и достопримечательности России и зарубежья:
1395.ru - Путешествия и впечатления



 • Начало   • Искусство   • Собрание графики научной библиотеки Тартусского университета  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Сказочник Илья Билибин Росписи по дереву Борис Кустодиев 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта