Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университетаКоллекция Карла МоргенштернаНемецкая графикаЦентр гравюры в НидерландахИтальянская графикаФранцузская графикаГрафика других стран Европы
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрах
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Собрание графики Тартусского университета


Немецкая графика

Старейшим произведением в книжной сокровищнице Тартусского университета можно считать резцовую гравюру М. Шонгауэра (М. Schongauer, около 1430 — 1491) «Боготец, сидящий на троне», которая выполнена около 500 лет назад. К тому же времени следует отнести прекрасный лист «Рождество Христово»; неизвестный художник в манере изображения и трактовке мадонны следует М. Шонгауэру.

XVI в. был периодом расцвета гравюры на дереве и на меди, вершиной которого стало творчество А. Дюрера (А. Durer, 1471 — 1528). Ему принадлежит гравюра на дереве «Святое семейство с тремя зайцами» (около 1497), относящаяся к раннему периоду творчества великого мастера. К дюреровскому времени восходит также лист «Христос в Эммаусе» из серии гравюр на дереве «Малые страсти» (1509—1511). Из замечательной по мастерству серии «Жизнь Марии» (1504-1509) ~ имеется 17 гравюр на дереве (отсутствуют 3), которые были отпечатаны и изданы после смерти художника.

А. Дюрер. Святое семейство с тремя зайцами
А. Дюрер. Святое семейство с тремя зайцами.
Гравюра на дереве. Около 1497 года.
Библиотека Тартусского университета

К следующему поколению в немецкой графике принадлежат так называемые мастера малого формата. В Тарту представлен один из самых известных среди них – Г. Альдегревер (Н. Aldegrever, 1502-после 1555) — целой серией резцовых гравюр «История Сюзанны» (1555) 6 и тремя гравюрами из серии «Подвиги Геракла» (1550).

К. Моргенштерну было довольно трудно собирать старую немецкую графику, так как работ мастеров XV — XVI вв. сохранилось очень мало и со временем они превратились в объект коллекционирования. Поэтому было особенно приятно обнаружить среди книг три тома Г. А. фон Дершау и Р. 3. Беккера «Гравюры на дереве старых немецких мастеров». (А. фон Дершау, нюрнбергский коллекционер, собирал рисунки старых мастеров. В 80-х годах XVIII в. он обнаружил и приобрел в одной нюрнбергской типографии старые печатные доски, и это пробудило его интерес к собиранию старых деревянных досок и их фрагментов. Для ознакомления с ценной коллекцией, в которой было много работ мастеров XV — XVI вв., P. 3. Беккер напечатал оттиски со старых досок и объединил их в три крупноформатных сборника.)

В них входят оттиски с досок предшественников Дюрера, привлекающие грубой резьбой, крупными контурами и наивностью изображения. На листах сборника оживают гравюры А. Дюрера и его ближайших соратников — Г. Шауфелайна (Н. Schaufelein, 1480/85 — 1538/40), Г. С при нгинклэ (Н. Springinklee, 1490/95 — 1523) и других, портреты знаменитого Л. Кранаха (L. Cranach, 1472 — 1553) и остроумные изображения Х. Бургкмайра (Н. Burgkmair, 1473 — 1531), а также композиции мастеров, отмеченных только монограммами или оставшихся неизвестными. Особенно живыми выглядят большие гравюры на дереве, отпечатанные с 6-8 досок.

Сборники Г. А. фон Дершау и Р. 3. Беккера являются чрезвычайно лепным дополнением к собранию старого немецких гравюр Тартуской университетской библиотеки, и несмотря на то, что они составлены из более поздних оттисков, они дают представление о размерах оригинала п прочность естественных красок, что очень редко удается передать на репродукциях, выполненных с помощью современной техники печати.

Следующий, XVII в. был малопродуктивным в истории немецкой графики. Наиболее творчески плодовитой была семья Килиан, самым известным представителем которой являлся Лука Килиан (Ь. Kilian, 1579 — 1637) . В университетской библиотеке имеются три его работы. В XVIII в. в Германии работало очень много мастеров, однако они не достигли высокого уровня. В НБ ТГУ эти мастера представлены довольно широко благодаря тому, что К. Моргенштерн был родом из Германии и большую часть покупок совершил в Лейпциге у торговцев книгами и художественными ценностями. Заслуживают внимания небольшие офорты плодовитого иллюстратора того времени Д. Ходовецкого (D. Chodowiecki, 1726-1801).

В начале XIX в. из Германии начинает свое победное шествие литография, которую наряду с утилитарным применением успешно. используют для репродуцирования художественных работ. Первой попыткой в этой области был сборник рисунков Альбрехта Дюрера для молитвенника Максимилиана I И. Н. Стрикснера (J. N. Strixner, 1782 — 1855), состоящий из 45 листов. Этот сборник стал большой редкостью, особенно ценится его цветное издание. Среди книг тартуской библиотеки было обнаружено именно такое. Немецких литографий в библиотеке много, и потребуется длительное время, чтобы выявить редкие листы.


Т.К. Нурк



Следующая страница: Центр гравюры в Нидерландах

 • Начало   • Искусство   • Собрание графики научной библиотеки Тартусского университета   • Немецкая графика  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Арт-терапия Михаил Врубель Доспехи крылатых гусар 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта