Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университетаКоллекция Карла МоргенштернаНемецкая графикаЦентр гравюры в НидерландахИтальянская графикаФранцузская графикаГрафика других стран Европы
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Собрание графики Тартусского университета


Центр гравюры в Нидерландах

В эпоху становления графики наряду с Германией сформировался второй центр гравюры на дереве и меди в Нидерландах. В библиотеке Тартуского университета нет графических листов анонимных мастеров XV в., но хорошо представлено следующее столетие. Имеется 6 резцовых гравюр первого известного нидерландского мастера Луки Лейденского (Lucas 1ап Leyden, 1494—1533). Они относятся к разным этапам его творчества. Среди этих работ вершиной раннего периода является «Поклонение волхвов» (1513). Другую часть нидерландского черно-белого искусства XVI в. составляют репродукционные резцовые гравюры И. Кока (Н. Cock, Г около 1510 — 1570), К. Корта (C. Cort, 1533 — 1578), Я. Матхема (3. Matham, 1571 — 1631) и др. (всего 20 листов).

В XVII в. Нидерланды разделились на Фландрию и Голландию, в результате возникли два самостоятельных центра искусства.

Главой фламандской школы живописи стал П. П. Рубенс (1577 — 1640). Он оказал влияние также на развитие графики, устроив при своем ателье гравировальную мастерскую, где лучшие гравировальщики репродуцировали работы художника, чтобы с помощью гравюр знакомить с его творчеством публику за пределами Фландрии. Деятельность мастерской Рубенса символизировала расцвет фламандской графики. В Тарту хранятся резцовые гравюры самых известных гравировальщиков Рубенса — К. Галле (С. Galle, 1576-1650), А. Ш. Больсверта (А. S. Bolswerl,, около 1581 — 1659) и П. Понтиуса (Р. Pontius, 1603 — 1658) . В их работах ощущаются возвышенные тона и барочная пышность картин Рубенса.

В республиканской Голландии нашло место искусство, которое черпало сюжеты в повседневной жизни. В графике получил распространение наиболее простой и быстрый способ гравирования — офорт, который более всего подходил для фиксирования жанровых сцен, пейзажей, городских видов и животных. Для репродуцирования наряду с офортом продолжали использовать резцовую гравюру.

Х. Гудт (по А..Эдьсхеймеру). Церера, ищущая свою дочь
Х. Гудт (по А..Эдьсхеймеру). Церера, ищущая свою дочь.
Гравюра резцом. 1610 год. Библиотека Тартусского университета

Среди голландских резцовых гравюр очень редкими являются гравюры Г. Гудта (Н. Goudt, 1583 — 1630) с картин А. Эльсхеймера (1578 — 1610). Он выполнил также одну гравюру по своему эскизу. Всего известно только 7 резцовых гравюр Г. Гудта, из них 5 имеются в Тарту (отсутствуют гравюры «Отсечение головы Иоанна» и «Тобий с ангелом»). В листах Г. Гудта пленяет его умение передать так называемый ночной свет А. Эльсхеймера. Замечательным мастером голландской репродукционной гравюры был К. Вишер (С. ИзясЬег, около 1619-1662) . Он создал ряд оригинальных листов, из которых в НБ ТГУ имеются знаменитые «Женщина, пекущая блинчики» и «Сидящая кошка».

К. Вишер. Женщина, пекущая блинчики
К. Вишер. Женщина, пекущая блинчики.
Гравюра резцом. Библиотека Тартусского университета

Выдающимся мастером голландского искусства был Рембрандт Харменс ван Рейп (Remhrandt Harmensz van Rijn, 1606-1669). Он выполнил более 300 офортов. Из этого огромного наследия в библиотек» имеется очень небольшая часть — только 9 работ, но одна из них — «Явление .ан. гела пастухам» (1634) '~ — истинный шо девр. В то время, когда К. Моргенштерн начал собирать графику для университетского музея, на живопись Рембрандта ещо не обратили внимания, но его рисунки н офорты уже высоко ценились среди кол лекционеров. Поэтому в ходу было много копий, и некоторые листы, который К. Моргенштерн считал оригиналам и, оказались копиями.

Из учеников Рембрандта в библиотеке Тартуского университета представлены работы малоизвестного Я. Й. ван Влита (J. J. van Vliet, около 1610 — ?),в которых явно чувствуется подражание манере учителя. Графическая серия ван Влита «Искусства и ремесло» (1635) отражает быт ремесленников того времени. Из 18 листов серии в библиотеке имеется 12.

А. Блотелинг (по Я. ван Рейсдалю). Вид Амстердама
А. Блотелинг (по Я. ван Рейсдалю). Вид Амстердама.
Офорт. 1670 год.
Библиотека Тартусского университета

Из голландской графики XVII в. заслуживают внимания серия видов Амстердама А. Блотелинга (А. Bloteling), полное собрание пейзажей Л. Ватерлоо (А. Waterloo), офорты северной природы А. ван Эвердингена (А. уап Everdingen), два пейзажа Я. Хакерта и др. В общем коллекция нидерландской, фламандской и голландской графики довольно полная.


Т.К. Нурк



Следующая страница: Итальянская графика

 • Начало   • Искусство   • Собрание графики научной библиотеки Тартусского университета   • Центр гравюры в Нидерландах  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Борис Кустодиев Арт-терапия Михаил Врубель 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта