Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университетаКоллекция Карла МоргенштернаНемецкая графикаЦентр гравюры в НидерландахИтальянская графикаФранцузская графикаГрафика других стран Европы
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Собрание графики Тартусского университета


Коллекция Карла Моргенштерна

Первая покупка для будущего собрания графики была сделана 10 октября 1803 г., и вскоре оно стало одним из самых обширных в Прибалтике. К 1837 г., ко времени ухода К. Моргенштерна на пенсию, собрание содержало более 2700 отдельных листов и около 1000 листов в альбомах и сборниках. В последующее время собрание обогащалось мало. В 1858 г. было решено сосредоточить в университетском музее произведения классического искусства. Спустя 10 лет картины, рисунки и гравюры передали рисовальной школе при университете. В 1891 г. рисовальная ип'ола прекратила свою деятельность, в ее художественное собрание было определено на хранение в университетскую библиотеку, которая и приняла в 1893 г. 4761 гравюру и 219 книг. Четырьмя годами раньше туда же из университетского музея поступило 595 книг по изящным искусствам. Среди книг, переданных из музея и рисовальной школы, имелись сборники гравюр и альбомы, составителями которых были либо художник, либо издатель, а в некоторых случаях — коллекционер, в том числе и К. Моргенштерн. Гравюры, переплетенные в твердые картонные или кожаные обложки, были приняты на учет как книги и рас ставлены на книжные полки.

О состоянии и использовании собрания графики в последующие 50 лет мы имеем очень мало сведений. При инвентаризации в 1945 г. выяснилось, что в библиотеке находились на хранении 3221 графический лист и 509 рисунков, всего 3730 работ. В связи с инвентаризацией библиотечных фондов в 1952-1954 гг. на учет было принято 4436 гравюр и рисунков (т. е. на 325 листов меньше, чем поступило из рисовальной школы; разница могла возникнуть в связи с исключением материалов незначительной ценности).

Начиная с 1968 г., когда приступили к просмотру не инвентаризованных до этого художественных ценностей (гравюр и рисунков из собрания К. Моргенштерна, даров и т. п.), было обнаружено еще 578 листов (всего 5014), однако альбомы и сборники, внесенные в списки, составленные в свое время К. Моргенштерном, в коллекции отсутствовали.

В 1974 г. в отделе старой литературы по искусству нам на глаза случайно попался альбом гравюр, на спинке которого было золотом вытеснено имя «Рембрандт», а рядом с ним другой альбом с названием «Эвердинген». При внимательном рассмотрении выяснилось, что первый включает 20 маленьких гравюр, из которых 4 отпечатаны с досок Рембрандта (В альбоме оказались следующие оттиски с досок Рембрандта: «Автопортрет и шапке», «Кричащий мужчина в шапке», «Портрет матери», «Портрет старика с бородой»), а второй – пейзажи голландского художника XVII в. А. ван Эвердингена.

Находка побудила нас начать тщательный просмотр старой искусствоведческой литературы, среди которой и было обнаружено большинство сборников, внесенных К. Моргенштерном в списки и переданных в библиотеку в конце прошлого века из музея или рисовальной школы вместе с книгами по изящным искусствам.

В 1974 г. было выявлено более 100 сборников, из которых 53 поступили в художественное собрание. Спустя два года разобрали оставшиеся материалы, дополнительно просмотрели фонд Estica и включили в собрание графики еще 42 сборника и альбома. В результате это собрание увеличилось на 2896 листов и его объем достиг более 8000 единиц. Большую часть вновь принятых материалов составляют западноевропейские сборники XVI — XVIII вв. и прибалтийские сборники первой половины XIX в.

Все художественные ценности сосредоточены теперь в отделе рукописей и редких книг университетской библиотеки, причем большая часть из них находится под охраной государства.

В собрании графики научной библиотеки ТГУ преобладают репродукционные резцовые гравюры ХЧШ в. и литографии первой половины XIX в., которые в период возникновения коллекции были наиболее дешевы и доступны; кроме того, они в полной мере отвечали учебным целям музея. Наряду с этим К. Моргенштерн заботился также о приобретении работ мастеров предшествующих столетий, в том числе ценных и редких листов.


Т.К. Нурк



Следующая страница: Немецкая графика

 • Начало   • Искусство   • Собрание графики научной библиотеки Тартусского университета   • Коллекция Карла Моргенштерна  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Росписи по дереву Борис Кустодиев Арт-терапия 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта