Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университетаКоллекция Карла МоргенштернаНемецкая графикаЦентр гравюры в НидерландахИтальянская графикаФранцузская графикаГрафика других стран Европы История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Собрание графики Тартусского университетаФранцузская графикаСтремительное развитие французского национального черно-белого искусства началось в первые десятилетия XVII в., оно было связано с деятельностью Ж. Калло (J. CaIlot, 1592 — 1635). Если до него технику офорта для создания самостоятельных художественных произведений применяли мало и случайно, то Ж. Калло стал первым мастером, кто в полной мере сумел использовать выразительную силу офорта и указал направление для дальнейшего его развития. Он создал около 1500 офортов. В библиотеке Тартуского университета хранится очень незначительная часть их — 32 листа. Однако среди них имеется «Большая ярмарка во Флоренции» (1620), которая занимает особое место в творчестве художника. Ж. Калло исполнил этот лист в годы учебы во Флоренции, а позднее в своем родном городе Нанси вытравил точную копию. Принадлежащий библиотеке экземпляр является оттиском того второго тиража. Из общеизвестных серий Ж. Калло, таких как «Бедствия войны», «Капризы» и др., в Тарту попали отдельные листы, которые свидетельствуют о виртуозной рисовальной технике и обостренном мироощущении художника. Среди выделенных из книжного фонда сборников посчастливилось найти серию «Спаситель, дева Мария и 12 апостолов»," всего вместе с титульным листом 15 офортов. Персонажи и сцены деяний изображены живо и эмоционально.
Под влиянием Ж. Калло офорт получил довольно широкое распространение. Творчество известных французских офортистов в библиотеке представлено 16 пейзажами Г. Перелля (С-. Perelle, около 1603 — 1677) и панорамой Рима, исполненной И. Сильвестром (I. Silvestre, 1621 — 1691) . Примером репродукционного офорта является замечательная работа Н. Шапрона (N. Ghapron, 1612—около 1656) на библейские сюжеты," копирующая лоджии Ватиканского дворца, которые за 40 лет до него репродуцировали С. Бадалоккио и Дж. Ланфранко. Репродукции Н. Шапрона признаются наиболее совершенными. Библиотеке в Тарту принадлежат два экземпляра. Однако славу французской графике создал не офорт, а резцовая гравюра. На рубеже XVII — XVIII вв, французская живопись, особенно портрет, достигла очень высокого уровня. Для широкого ознакомления с живописными произведениями с них начали делать резцовые гравюры. В этой области репродукционной техники французские резчики того времени добились необычайной виртуозности. Все известные французские мастера резцовой гравюры, за исключением Робера Нантейля, представлены в книжной сокровищнице университета двумя, тремя и даже более листами. В альбоме портретов, составленном в 1836 г. К. Моргенштерном, оказался портрет Жозефа Парижского, выполненный высоко ценимым мастером К. Мелланом (С. Меllan, 1598 — 1688). Присущая художнику ритмика и тщательная разработка штриха сделали его произведение объектом восхищения и коллекционирования.
Правильную и богатую оттенками штриховку мастеров резцовой гравюры школы Р. Нантейля демонстрирует А. Массон (A. Masson, 1636 — 1700) в портрете графа д'Аркура (1661), известном под названием «Кадет с жемчужиной» (Cadet а la perle) и занимающем почетное место во французской портретной гравюре. Пребывание Ж. Эделинка (G. Edelincl~, 1640 — 1707) в Париже знаменовало целый этап во французской резцовой гравюре. В Тарту имеется одно из наиболее удачных его произведений «Битва при Апгвери» (по рисунку П. П. Рубепса с картона Леонардо да Винчи), а также пять других очень ценных гравюр. Различные периоды творчества знаменитого гравировальщика Ж. Одрана (G-. Audran, 1640 —1703), первого резчика Франции, отражены в 20 гравюрах. Кроме мастерской технической обработки, его листы «Битвы Константина» (по К. Лебрену, 1666) и серия «Битвы Александра Великого» (по К. Лебрену, 1672 — 1678; 1 лист совместно с Ж. Эделинком) поражают размерами (71 — 72Х 159 — 164 см).
Традиции мастеров XVII в. в новом столетии продолжили П. Древе (Р. Drevet, 1663 — 1730) и его сын Пьер Имбер (Pierre Imbert, 1697 — 1739); к ним примыкает племянник П. Древе К. Древе (C. Drevet, 1697 — 1781), работы которого менее интересны. В Тартуском университете хранится шесть прекрасных листов этих авторов. Замыкает блестящую плеяду французских гравировальщиков на меди И. Г. Вилле (I. G. Willd, 1715 — 1808), немец, обосновавшийся в Париже. В НБ ТГУ его произведения имеются в изобилии, из них наиболее достоин упоминания сборник «Разные гравюры», 36 оригинальных работ которого отражают долгий творческий путь художника. Кроме работ знаменитых французских мастеров, собрание графики НБ ТГУ содержит отдельные листы и сборники менее именитых авторов, особенно XVIII в. Дополняют собрание французской графики довольно многочисленные литографии, которые, так же как и немецкие литографии, требуют тщательного просмотра и выявления наиболее ценных. Т.К. Нурк Следующая страница: Графика других стран Европы
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |