Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университетаКоллекция Карла МоргенштернаНемецкая графикаЦентр гравюры в НидерландахИтальянская графикаФранцузская графикаГрафика других стран Европы
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Собрание графики Тартусского университета


Графика других стран Европы

Английская графика начала привлекать к себе внимание в середине ХVIII в. Из собранных в библиотеке произведений наиболее интересны остро сатирические офорты В. Хогарта (W. Hogarth, 1697-1764). Большую ценность представляют два портрета знаменитого английского мастера меццотинто Дж. Мак Арделла (Х. Мс Ardell, 1729 — 1765) и импозантный лист Р. Ирлома (R. Earlorn, 1743 — 1822) «Король Георг Ш с семьей».

Ценятся также крупноформатные композиции В. Грина (V. Green, 1739 — 1813). Получили признание листы мастеров резцовой гравюры Дж. Брауна (J. Brown, 1741-1801), Дж. Холла (J. Hall, 1739 — 1797), Р. Стренджа (R. Strange, 1721 — 1792), В. Вуллета (W. Woollett, 1735 — 1785) и др.

Р. Ирлом (по Й. Зоффани). Король Георг III с семьёй
Р. Ирлом (по Й. Зоффани). Король Георг III с семьёй.
Меццотинто. 1770 год.
Библиотека Тартусского университета

При отборе материалов из книжного фонда было обнаружено полное собрание репродукций Р. Ирлома с эскизов и рисунков Г. Б. Циприани издания 1789 г., в которых путем сочетания различных техник (офорт, акватинта), с удивительной натуральностью переданы зернистая фактура карандаша, мягкие переходы мела и ровные мазки кисти; Среди книг оказалась папка, состоящая из шести листов репродукций неподражаемого мастера пунктира Ф. Бартолоцци (F. Bartolozzi, 1727 — 1815), выполненных по рисункам Леонардо да Винчи, а также мастерски исполненный сборник «Различные фрагменты фресок известных венецианских мастеров».

Кроме крупных коллекций графических работ художников разных стран, в собрание входят менее значительные по составу коллекции, например графика Австрии и Швейцарии.

Имеется также подборка красивых китайских цветных гравюр на дереве.

Очень скромно представлено русское графическое искусство.

Помимо эстампов, коллекция графики содержит свыше 400 западноевропейских рисунков. Они составляют довольно пеструю и как бы случайную ее часть. Наиболее однородным и единым является собрание рисунков немецких мастеров конца XVIII — начала XIX в., таких как идеализированные пейзажи А. Цинга (А. Zingg, 1734 — 1816), И. С. Баха (J. S. ВасЬ, 1749 — 1778), И. К. Кленгеля (J. С. Klengel, 1751 — 1824) и др. К раритетам здесь относятся два «Сицилийских пейзажа» (1787) И. В. Гете (1749 — 1832), тем более что в Советском Союзе имеется всего три рисунка этого мастера. Собрание рисунков безусловно представляет большой интерес и ждет своих исследователей.

Поразительно однообразна в библиотеке прибалтийско-немецкая графика. Наиболее многочисленны литографированные портреты преподавателей Тартуского университета. Подбор видов Тарту не совсем полный. Даже работы преподавателей рисовальной школы университета К. А. Зенфа (1770—1838), А. М. Хагена (1794-1878) и В. Крюгера (1808 — 1894) представлены более чем скромно. В книжном фонде были дополнительно обнаружены некоторые тетради К. А. Зенфа с зарисовками акватинтой. Ценным дополнением к балтийской части коллекции явился сборник К. фон Кюгельгена (К. Kiigelgen, 1772 — 1832) «Этюды деревьев» как один из ранних образцов художественной литографии, отпечатанной в России. Прибалтийские рисунки также комплектовались случайно. Наиболее интересны зарисовки эстонской природы, выполненные К. Моргенштерном и А. М. Хагеном. Рисунки А. М. Хагена поступили в библиотеку в 1972 г. с кафедры геологии ТГУ.


Старинное русское искусство представлено в проекте:
Добрые начала



Т.К. Нурк



 • Начало   • Искусство   • Собрание графики научной библиотеки Тартусского университета   • Графика других стран Европы  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Арт-терапия Михаил Врубель Доспехи крылатых гусар 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта