Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университетаКоллекция Карла МоргенштернаНемецкая графикаЦентр гравюры в НидерландахИтальянская графикаФранцузская графикаГрафика других стран Европы История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Собрание графики Тартусского университетаИтальянская графикаИнтенсивное развитие итальянской графики началось в XVI в. Оно связано с деятельностью Маркантонио Pоймонди из Рима (Marcantonio Raimondi, 1480 — 1527/34). М. Раймонди после 10 лет работы по рисункам и эскизам Рафаэля положил начало репродукционной графике. Сотрудничество Рафаэля и Раймонди привело к созданию прекрасного графического листа «Тайная вечеря» (pezzo dei piede). Хранящийся в Тарту оттиск был напечатан в середине XVI в. издателем А. Саламанка с доски, на которой предварительно с помощью резца были заново углублены контуры, что несколько изменило мягкую, ровную гравировку М. Раймонди. После смерти Рафаэля М. Раймонди работал с другими художниками. Наиболее интересной и редкой работой этого периода является резцовая гравюра «Мученичество святой « Лаврентия», выполненная по рисункам Б. Бандинелли (В. Bandinelli, 1493-1560). В Тарту хранится второй вариант гравюры, в который автором внесены изменения.
В библиотеке Тартуского университета имеются графические листы многочисленныхучеников и помощников М. Раймонди — М. Денте, называемого де Равенна (М. Dente, ум. 1527), А. дель Музи, называемого Венециано (А. Musi, около 1490-после 1536), Мастера с игральной костьз (вероятно, Б. Верили (В. Verini)), а так же старые копии некоторых работ М. Paймонди, среди них идеально схожие с оригиналами «Мадонна у колыбели» и «Траян между Римом и Викторией». Наряду с Римом центр графики сформировался в Мантуе. В середине века во главе его стоял Дж. Гизи (G. Chisi, 1520 1582). В библиотеке имеется пять его работ, среди них одно из наиболее значительных его произведений и одна из самых больших резцовых гравюр того времени — «Страшный суд» по росписи Микеланджело в Сикстинской капелле (отпечатано с 11 досок, размер листа 143,7.120 см). Из мантуанской школы привлекают внимание брат и сестра Адамо (oколо 1530 — 1585) и Диана (около 1535 около 1587) Скультори (Scultori), резные гравюры которых также имеются в библиотеке.
В XVI в. в итальянской репродукционной графике образцом для подражания становится мастер Болонской академии Агостино Карраччи (А. Carracci, 1557 1602), два листа которого демонстрируют его правильную и точную манеру гравировки. Наиболее интересной и ценной является оригинальная гравюра «Мадонна с ласточкой» (1581) — одна из 20 гравюр на меди, выполненная его братом живописцем Аннибалом Карраччи. В XVII в. в итальянской графике преобладала репродукционная гравюра, спрос на листы, знакомящие с итальянским искусством, был очень велик. Наряду с резцовой гравюрой для репродуцирования все чаще применяли офорт, что ускоряло рабочий процесс. Кроме отдельных работ, начали издавать сборники, в которых на многих листах изображались и интерьеры какого-либо здания или его »наиболее интересные детали. В 1607 г. появились первые репродукции с так называемой библии Рафаэля, украшающей лоджии Ватикана и изображающей библейские сцены, — плод совместной работы С. Бадалоккио (S. Badalocchio, 1581 — 1647) и Дж. Ланфранко (G. Lan-. I'гаnсo, 1582 — 1647). Обширные альбомы работ К. Цезио (С. Gesio, 1626 — 1686) и II. Аквила (Р. Aquila, ум. 1692) знакомят нас с богато декорированными интерьерами дворца Фарнезе, выполненными Аннибалом Карраччи. В библиотеке имеются и другие, столь же объемные издания, которые дают представление о пышно украшенных интерьерах того времени, а с другой стороны, сохраняют первоначальный »блик зданий, которые к нашему времени либо разрушены, либо совершенно изменил ись в результате позднейших перестроек. Рядом с репродукционной графикой стоит художественно более выразительный и эмоциональный офорт, которому отдали дань многие известные живописцы. Так, в Тарту имеются интересные и редкие листы К. Маратти (С. Maratti, 1625-1713), С. Каитарини (S. Cantarini, 1612-1648), Дж. Б. Кастильоне (С. В. Castig-1>опе, 1616 — 1670), С. Розы (S. Rosa, 1(iii — 1673) и др. В XVIII в. итальянскую резцовую гравюру широко использовали для репродуцирования, популяризации искусства античности, Ренессанса и более поздних периодов. Поскольку деятельность К. Моргенштерна падает на период расцвета классицизма, когда подражание античности достигло апогея, то становится понятным наличие такого большого количества итальянской резцовой гравюры второй половины XVIII — начала XIX в. в университетской библиотеке. Многие листы выполнены знаменитыми мастерами того времени, такими как Дж. Вольпато (Volpato, 1738 — 1803), его помощниками Дж. Оттавиани (G. Ottaviani,1735-1808) и Д. Кунего (D. Cunego, 1727-1794), Р. Моргеном (R. Morghen, 1758-1833), вызывавшими восхищение современников. Эти листы, отличающиеся безупречным техническим совершенством, в то же время представляют собой холодную стилизацию. Т.К. Нурк Следующая страница: Французская графика
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |