Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаКакие рукописи находились в собранииПеремещения Лаврентьевской летописиРукописи, переданные в библиотеку ЧертковаПутешествия летописи КривоборскогоКакие ещё рукописи принадлежали Мусину-ПушкинуВозможности обнаружения рукописей сегодняПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаГ.Н. Моисеева В своей автобиографии, написанной в третьем лице, А. И. Мусин-Пушкин сообщает, что он начал собирать древнерусские рукописи в 1775 г. в Петербурге. Одним из крупных его приобретений было собрание комиссара П. Н. Крекшина, в состав которого входили не только материалы по истории царствования Петра I, чем П. Н. Крекшин занимался всю жизнь, но и летописные источники, в том числе летопись XVI в. с подписью князя Федора Ивановича Кривоборского 1604 г. Ряд рукописей Мусину-Пушкину был подарен графом Г. И. Головкиным. Большой комплекс памятников, ростово-ярославских по происхождению (среди них — автографы Димитрия Ростовского, Самуила Миславского, Арсения Мацеевича), поступил в «Собрание российских древностей» благодаря близкому знакомству его владельца с архиепископом Арсением Верещагиным, назначенным в 1787 г. в Ярославскую епархию. Дневник Арсения Верещагина, две части которого хранятся в Ленинграде (ГПБ, ЯЛУ.27), как отметил Г. Ю. Филипповский, проливает свет на тесные взаимоотношения Ярославского и Ростовского архиепископа с семейством Мусиных-Пушкиных, богатейших ярославских помещиков, владельцев имения Иломна Мологского уезда. В конце 80-х годов А. И. Мусин-Пушкин приобрел Спасо-Ярославский хронограф со «Словом», хранившийся в ризнице Спасо-Преображенского собора упраздненного в 1787 г. Спасо-Ярославского монастыря.
В автобиографических записках А. И. Мусина-Пушкина говорится, что его собранием заинтересовалась Екатерина II. Она осмотрела «некоторые рукописи и Крекшину принадлежавшие бумаги», «пожаловала ему несколько харатейных книг и древних летописей и бумаг и поручила ему из оных и из других древних книг обо всем, что до российской истории касается, делать выписки, дозволив искать всюду и требовать, что найдет для сего нужным»/ Так возник известный указ о назначении А. И. Мусина-Пушкина обер-прокурором Синода с разрешением ему собирать в Синод рукописи и древние книги со всех церквей и монастырей России для розыска известий, «к Российской истории относящихся». В указе императрицы предписывалось «из Синода всем епархиальным архиереям и настоятелям состоящих в непосредственном Синода ведомстве Лавры и монастырей, чтобы в каждом месте с библиотеками и архивы сделаны были прилежнейшие справки, не окажется ли где еще подобных сочинений, и ежели сыщутся, то и оныя доставить в Синод». По поводу этого указа А. И. Мусин-Пушкин писал: «Такое позволение доставило ему редкие исторические и дипломатические выписки и книги, а место его в святейшем Синоде и короткое знакомство и обращение с духовными особами подали случай собрать множество древних рукописных и печатных книг, что весьма умножило и обогатило его собрание». А. И. Мусин-Пушкин чрезвычайно гордился своим редкостным «Собранием российских древностей». Он охотно давал пользоваться принадлежавшими ему древними рукописями. Так, например, И. Н. Болтин сообщает, что многие свои работы по истории он создал, опираясь исключительно на материалы, собранные Мусиным-Пушкиным. О том, что «Собрание российских древностей» занимало первое место среди частных коллекций рукописей, писал и В. С. Сопиков. Какие рукописи находились в собрании Перемещения Лаврентьевской летописи Рукописи, переданные в библиотеку Черткова Путешествия летописи Кривоборского Какие ещё рукописи принадлежали Мусину-Пушкину Возможности обнаружения рукописей сегодня А. И. Мусин-Пушкин не только собирал ценнейшие рукописи, он, как говорилось выше, охотно давал их ученым. Когда в l804 г. в Москве было открыто Общество истории и древностей российских, Л. И. Мусин-Пушкин, вступив в его членыI, подарил Обществу несколько рукописей. Из письма А. И. Мусина-Пушкина Л. Н. Оленину от 5 марта 1806 г. становится известным, что пергаменная Лаврентьевская летопись находилась в Петербурге и А. И. Ермолаев подготовил копию этой летописи, которую Общество истории и древностей российских приняло решение опубликовать. Библиотека Общества сгорела в московском пожаре 1812 г., и А. И. Мусин-Пушкин снова подарил Обществу несколько летописей. В 1813 г. он отдал ему драгоценный пергаменный сборник 1414 г. с Правдой Русской. Как видно: из этого и многих других фактов, А. И. Мусин-Пушкин стремился к тому, чтобы его богатейшее собрание служило науке. Этим, по всей вероятности, обусловлено создание «Плана предполагавшегося издания русской истории», поданного А. И. Мусиным-Пушкиным Александру I в начале 1800-х годов (более точная дата неизвестна). В этом труде Мусин-Пушкин предлагал «собрать все древние наши летописи и все русские сочинения прошедших времен, которые бы могли послужить к составлению верной, любопытной и привлекательной Российской истории. Сим сводом, почерпнутым из разных коренных летописцев, можно б уже было доискаться истины во тьме веков прошедших». А. И. Мусин-Пушкин писал далее Александру: «Я сделал план нового сочинения, которого пользу хотел я распространить не токмо на юношество, но и на людей зрелых уже лет, упражняющихся в науках и художествах». Мы не знаем, какой результат последовал за этим обращением к царю. Известно, что с 1803 г. «российским историографом» Александр I назначил Н.М. Карамзина, который с этого года принялся за работу над «Историей государства Российского». Но очевидно, что А. И. Мусин-Пушкин рассчитывал на поддержку своей идеи. Во всяком случае в 1810 г. в Москве им было издано сочинение под названием «Историческое замечание о начале и местонахождении древнего российского так называемого Холопья города». Возможно предположить, что А. И. Мусин-Пушкин имел в виду издание хранившихся у него рукописей. Существуют документы, свидетельствующие о намерении А. И. Мусина-Пушкина передать свою библиотеку Министерству иностранных дел. Однако московский пожар 1812 г., уничтоживший значительную часть «Собрания российских древностей», разрушил планы его владельца.
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |