Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрах
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаКакие рукописи находились в собранииПеремещения Лаврентьевской летописиРукописи, переданные в библиотеку ЧертковаПутешествия летописи КривоборскогоКакие ещё рукописи принадлежали Мусину-ПушкинуВозможности обнаружения рукописей сегодняПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



«Собрание российских древностей» А.И. Мусина-Пушкина

Какие ещё рукописи принадлежали Мусину-Пушкину

Помимо указанных в списке, можно указать еще несколько рукописей, принадлежавших ранее А. И. Мусину-Пушкину, а ныне находящихся в крупнейших архивах.

В собрании А. Д. Черткова хранится »ясный свод XVI в. (ГИМ, собр. Черткова, №№ 115а, 115б.). На л. 364 запись: «Сия книга Костромского Богоявленского монастыря». В примечаниях к «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин сослался на эту летопись, называя ее «Костромской», и сообщал, что видел подлинник у А. И. Мусина-Пушкина.

В 1790 г. костромская летопись вышла из печати под заглавием «Русский временник, сиречь Летописец, содержащий российскую историю от 6370 (862) лета до 7189 (1681) лета, разделенный на две части» (М., Синодальная типография, 1790; переиздана в 1820 г.). Этим изданием пользовался Карамзин. Исследователи установили, что до 1454 г. Костромская летопись сходна с Хронографом, далее с Воскресенской и Софийской II летописями.

Это было первое издание, подготовленное по рукописи из «Собрания российских летописей» А. И. Мусина-Пушкина.

В ГПБ, кроме Лаврентьевской летописи, находится восходящая к собранию Мусина-Пушкина Софийская I летопись конца XV — начала XVI в., называемая Н.М. Карамзиным «летописью Засецуого». В 1866 г. сыновья Н.М. Карамзина — Андрей и Владимир Карамзины – передали в Публичную библиотеку Сохранившиеся рукописи отца. В их числе ~ «летопись Засецкого».

А. И. Мусину-Пушкину принадлежал пергаменный сборник 1414 г. с текстом Пространной редакции Правды Русской, который лег в основу предпринятого им совместно с И. Н. Болтиным и И. П. Елагиным издания Правды русской 1792 г. Этот сборник уцелел от пожара 1812 г., потому что находился у П. П. Бекетова. В 1813 г. А. И. Мусин-Пушкин подарил сборник 1414 г. Обществу истории и древностей российских. В настоящее время он хранится в ЦГАДА, ф. 135, Древлехранилище хартий и рукописей, отд. 5, руб. 1.

Этот сборник был хорошо известен Н. М. Карамзину, который неоднократно ссылался на него в «Истории государства Российского». Он называет входящие в его состав произведения: «древнее Житие Владимира», «подложный Устав Владимиров», «Ярославов устав о мостовых», «договор Смоленска с Ригой и Готским берегом». Но в настоящее время в этом пергаменном сборнике нет древнего Жития князя Владимира.

Еще П. М. Строев, первый описавший мусин-пушкинский сборник с Правдой Русской, отметил два отрезанных листа в его конце. Если учесть, что предшествующий отрезанным листам лист 120 содержит текст Грамоты Владимира о церковной десятине, то можно высказать предположение, что отсутствующий текст является «житием» или «похвалой» «кагану» Владимиру Святославичу. В БАН хранится рукописная копия начала XIX в. «Похвалы Владимиру», которая, как полагал В. И. Срезневский, воспроизводит «Житие Владимира», отделенное от пергаменного сборника 1414 г.

Рукописи, о которых мы писали, реально существуют и дают возможность составить хотя бы неполное представление о «Собрании российских древностей» А. И. Мусина-Пушкина. Кроме того, о его составе можно судить по косвенным данным.

В 1811 г. были сделаны три копии с летописи, принадлежавшей А. И. Мусину-Пушкину. Они хранятся в Библиотеке Ярославского музея-заповедника (№193/ 454), в Государственном Архиве Ярославской области (№ 122/165) и в Гос. библиотеке СССР им. В. И. Ленина (ф. 256, № 464) . В конце этих копий помещена следующая запись ярославского архиепископа Антония Знаменского: «Это есть список с той части Летописца, имеющегося у графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, и на корню переплета, как видно, нового кожаного, Ростовским надписанного, которой описан старинным нехорошим и, как кажется, не очень давно, почерком. Начат Шестодневом библейским, продолжался по 4-м монархиям, где в греческой истории сказано и о переменах султанов турецких, в которой началось повествование и о России. Подобной сему список сделан и для Библиотеки Ярославского архиерейского дому. Список еще зделан и для моей библиотеки и для г. канцлера графа Николая Петровича Румянцева Марта 8 дня 1811 года» (в других копиях: «января 26»).'

Как следует из этой записи, «Летописец», данный А. И. Мусиным-Пушкиным в 1811 г. для снятия копий, представлял собою выборку известий о России, доведенных до 1700 г., из обширного сочинения по всемирной истории, который начинался «Шестодневом библейским», продолжался «по 4-м монархиям» и заканчивался повествованием о России. Можно думать, что это был Хронограф, но какой редакции, определить не представляется возможным, так как копия снята только с части рукописи.

В архиве И. И. Срезневского хранится сделанное его рукою описание и зарисовка Требника XIV в., принадлежавшего А. И. Мусину-Пушкину.

В «Собрании российских древностей» имелась, как пишет И. П. Елагин, летопись Никона «по подлиннику, правленному его (Никона, — Г. М.) рукою и находящемуся у меня». По мнению И. П. Елагина, эта «летопись Никона», простирающаяся «до кончины Иоанна Васильевича Грозного, или до 1584 года», по сравнению с изданной в 1767 г. «Русской летописью по Никонову списку» отмечает многие «погрешности издания».

В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин упоминает «Житие Муромского благоверного князя Константина Святославича» в списке XVI в. из библиотеки Мусина-Пушкина.

В августе 1792 г. А. И. Мусин-Пушкин побывал в Ярославле и на основании «высочайшего указа» 1791 г. приказал, чтобы ему «представлены были к личному прочтению» хранившиеся в библиотеке архиерейского дома три хронографа и Степенная книга. Эти рукописи были высланы в Петербург А. И. Мусину-Пушкину в ноябре 1792 г.

Как уже говорилось, чешский славист Й. Добровский видел в Петербурге в Собрании российских древностей» много древнерусских произведений. В письмах к Фортунату Дуриху, помимо уже указаного, он называет «Судебную грамоту» (Правду Русскую), «Кормчую книгу», «Азбуковник» XII в. и др. К этим рукописям следует прибавить и те, которые приводятся в реестре К. С. Сербиновича.

В автобиографических записках 1813 г. А. И. Мусин-Пушкин упоминает некоторые из находившихся в его собрании рукописей. Среди них, кроме уже известных (Лавреньевская летопись, летопись князя Кривоборского и «летопись патриарха «икона, правленная его рукою»), «многие летописи с примечаниями г-на Татищева», «Греческoе Евангелие с толкованиями в. отцев, в IХ веке писанное», летописи из библиотеки профессора А. А. Барсова.

В своем неизданном сочинении 1812 г. «Примечания на древние Месяцесловы» А. И. Мусин-Пушкин в числе источников называет: «Евангелие Сербское, мне принадлежащее, в котором году оно написано, также и на нем не обозначен, но почерком и словами, вышедшими из употребления, оно сходно с вышеписанным Евангелием Новгородского Софийского собора (А. И. Мусин-Пушкин датирует его XI в.), ибо в нем только такие слова находятся, какие в Новгородском, а прочих же позже XI века писанных книгах оных слов уже нет: следственно я полагаю; что сие Евангелие также есть весьма древвнее».Об этом евангелии пишут также Н. М. Карамзин и Й. Добровский.


Г.Н. Моисеева



Следующая страница: Возможности обнаружения рукописей сегодня

 • Начало   • Литература   • «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-Пушкина   • Какие ещё рукописи принадлежали Мусину-Пушкину  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Борис Кустодиев Арт-терапия Михаил Врубель 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта