Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаКакие рукописи находились в собранииПеремещения Лаврентьевской летописиРукописи, переданные в библиотеку ЧертковаПутешествия летописи КривоборскогоКакие ещё рукописи принадлежали Мусину-ПушкинуВозможности обнаружения рукописей сегодняПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаКакие рукописи находились в собранииВ 1792 — начале 1793 г. в России работал чешский ученый Йозеф Добровский. В Петербурге он познакомился с А. И. Мусиным-Пушкиным. В письме к Фортунату Дуриху, посланном из Оломоуца 23 марта 1793 г., уже после возвращения из России, Й. Добровский писал о том, что в доме у обер-прокурора Синода собраны древнейшие русские рукописи, которые все ему были показаны.» Й. Добровский сообщил, что у А. И. Мусина-Пушкина рукописи были расположены «по алфавиту: от А до Ц». Это было традиционно: так были расставлены в XVIII в. рукописи крупнейшего Синодального (Патриаршего) собрания в Москве. Добровский указал и общее количество рукописей: «1725, in folio 213 в кожаных переплетах». Польский славист, внимательно просмотревший собрание А. И. Мусина-Пушкина, сделал для себя выписки из заинтересовавших его древнейших памятников. Позднее он использовал эти выписки в своих трудах, и, в частности, в рецензии 1822 года на первые восемь томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.
В черновых записях, относящихся к рецензии, Й. Добровский отметил некоторые летописи из «Собрания российских» древностей», которые нам неизвестны. Записи, как это обычно он делал, представляют собой частью перевод, частью транскрипцию русских названий:
Н. М. Карамзин, как известно, широко использовал материалы из «Собрания российских древностей» в период работы над «Историей государства Российского». В составленном К. С. Сербиновичем «Реестре рукописей Библиотеки Н. М. Карамзина при пересмотре их для отправления некоторых в Археографическую комиссию в 1838 году» в числе других рукописей перечислены и те, которые были получены от А. И. Мусина-Пушкина:
Кроме так называемой Летописи Засецкого, переданной в Археографическую комиссию в 1838 г. под № 12, пять остальных рукописей, принадлежавших А. И. Мусину-Пушкину, в том же 1838 г. были возвращены его сыну Владимиру Алексеевичу, что отмечено в «Реестре» К. С. Сербиновичем. В примечаниях к «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин называет многие древние памятники, полученные им от А. И. Мусина-Пушкина:
Приобретая различными путями рукописи для своего собрания, А. И. Мусин-Пушкин имел возможность использовать привезенные в Петербург из монастырских и церковных библиотек выдающиеся памятники Древней Руси. Представление о том, какие рукописи были собраны в Синод по августовскому указу 1791 г., можно получить из «Реестра имеющимся у господина тайного советника Синодального обер-прокурора и кавалера Алексея Ивановича Мусина-Пушкина книгам, относящимся к истории российской». Этот документ хранится в ЦГАДА в собрании Мусиных-Пушкиных.' «Реестр» датируется временем не ранее конца 1791 — начала 1792 г., когда в Петербург из церквей и монастырей начали поступать рукописи. В «Реестре» имеется три графы: слева — номер, под которым числилась рукопись по месту своего прежнего хранения, в середине — краткое название рукописи, в графе справа-указано место прежнего хранения. Всего в нем перечислено 99 рукописей. Приведем некоторые примеры. Из Новгородского Софийского собора был прислан
Из Невской семинарии:
От московского митрополита Платона были получены:
Из Троице-Сергиевой лавры:
Из Киево-Печерской лавры:
От смоленского преосвященного:
От казанского преосвященного:
От астраханского преосвященного:
Рукописи были присланы из Тобольской, Нижегородской, Вологодской, Астраханской, Костромской епархий. Из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря:
Из Макарьевского Желгородского монастыря:
Но более всего Мусиным-Пушкиным было получено рукописей из Синодальной конторы. В числе их названы:
Следует сказать, что рукописи, поступившие А. И. Мусину-Пушкину из Синодального собрания, были возвращены на историческое место в конце 1792 г. Об этом свидетельствуют записи чешского слависта Йозефа Добровского в составленном им описании Патриаршего (Синодального) собрания — «Catalogus librorum slavicorum et russicorum qui servantur in Bibkiotheca Рatriarchali Moscvae». 3 ноября 1792 года Добровский записал: Латинский текст 403. Liber d. Merilo prawednoe, i wes istionii swet uma, oko slown, zercalo sovesti, tme swetilo, etc. Niconis Patriarchae (est, uti vidi apud Mussin-Pusskin, Kormcaja) Русский перевод 403. Книга Мерило праведное и весь истинный свет ума, око слову, зерцало совести, тьме светило и т. п. Никона патриарха (это Кормчая, которую видел ранее у Мусина-Пушкина).**
Как видим, эти рукописи, ранее находившиеся в Петербурге у А. И. Мусина-Пушкина, были возвращены в Москву в Синодальную контору. С рукописями, привезенными из провинциальных монастырей, обер-прокурор Синода обращался не менее деликатно. В его «Собрании российских древностей» остались наиболее заинтересовавшие его древние памятники.
Следующая страница: Перемещения Лаврентьевской летописи
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |