Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаКакие рукописи находились в собранииПеремещения Лаврентьевской летописиРукописи, переданные в библиотеку ЧертковаПутешествия летописи КривоборскогоКакие ещё рукописи принадлежали Мусину-ПушкинуВозможности обнаружения рукописей сегодняПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



«Собрание российских древностей» А.И. Мусина-Пушкина

Какие рукописи находились в собрании

В 1792 — начале 1793 г. в России работал чешский ученый Йозеф Добровский. В Петербурге он познакомился с А. И. Мусиным-Пушкиным. В письме к Фортунату Дуриху, посланном из Оломоуца 23 марта 1793 г., уже после возвращения из России, Й. Добровский писал о том, что в доме у обер-прокурора Синода собраны древнейшие русские рукописи, которые все ему были показаны.» Й. Добровский сообщил, что у А. И. Мусина-Пушкина рукописи были расположены «по алфавиту: от А до Ц». Это было традиционно: так были расставлены в XVIII в. рукописи крупнейшего Синодального (Патриаршего) собрания в Москве.

Добровский указал и общее количество рукописей: «1725, in folio 213 в кожаных переплетах». Польский славист, внимательно просмотревший собрание А. И. Мусина-Пушкина, сделал для себя выписки из заинтересовавших его древнейших памятников. Позднее он использовал эти выписки в своих трудах, и, в частности, в рецензии 1822 года на первые восемь томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В черновых записях, относящихся к рецензии, Й. Добровский отметил некоторые летописи из «Собрания российских» древностей», которые нам неизвестны. Записи, как это обычно он делал, представляют собой частью перевод, частью транскрипцию русских названий:
• Puskin, alias Suzdalskaja, take slysaxom I samodergec ego, р. 186. Sec. XIII. medio, zritelem bу1, 1227» (Пушкина, другая Суздальcкая, тако слышахом и самовидец был, л. 186, ХШ век, середина, был зрителем 1227 г.),
• «Pusk. Volyn. Novogorod. coaevi sec. ХШ» (Пушкина. Волынская, Новгородская, того же XIII века). Дoбрoвский упоминает в своих записях известные нам летописи:
• «Russkij vremennik... Originale habuis ad manus Karamzin... in Bibl. Com. Mussin-Puskin .Kostromskaja letopis idem Vremennik» (Русский Временник... оригинал имел в руках Карамзин... в библиотеке графа Мусина-Пушкина Костромская летопись, тот же самый Временник).
• Далее им названы еще две рукописи, одна из которых сохранилась:
• «Evangelis in Bibl. Сomitas A.I. Mussin-Puskin cum pictures utrimque. MstumI» (Евангелие из Библ. А. И. Мусина-Пушкина с рисунками на обеих сторонах. Рукопись)
• «Puskinsk. Xaratejnaja narrando mortem Danielis ducis 6811 <1303>. V supra» (Пушкинск. Харатейная — кончается известием о смерти князя Даниила 6811 г. Видел прежде ). Эта запись Добровcкoгo относится к знаменитой Лаврентьевской летописи.

Н. М. Карамзин, как известно, широко использовал материалы из «Собрания российских древностей» в период работы над «Историей государства Российского».

В составленном К. С. Сербиновичем «Реестре рукописей Библиотеки Н. М. Карамзина при пересмотре их для отправления некоторых в Археографическую комиссию в 1838 году» в числе других рукописей перечислены и те, которые были получены от А. И. Мусина-Пушкина:
• «№ 30. Летописец и Софийский временник из коллекции Засецкого с надписью Пушкин, № 603, в кожаном переплете.
• № 33. Видение патриарха Никона, разные грамоты, повествование о моровом поветрии 1604 года в Москве, слово Палладия мниха о втором пришествии — с надписью Ба корешке графа М. Пушкина и с № 630 и 284 в малом формате.
• № 36. Подлинник графа Пушкина об иконах, Меналогиум.
• № 43. Видение патриарха Никона с надписью граф. Пушкина №№ 632 и 285» (подчеркнуто К. С. Сербиновичем).

Кроме так называемой Летописи Засецкого, переданной в Археографическую комиссию в 1838 г. под № 12, пять остальных рукописей, принадлежавших А. И. Мусину-Пушкину, в том же 1838 г. были возвращены его сыну Владимиру Алексеевичу, что отмечено в «Реестре» К. С. Сербиновичем.

В примечаниях к «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин называет многие древние памятники, полученные им от А. И. Мусина-Пушкина:
• «Пушкинский пергаменный Нестор» (Лаврентьевская летопись),
• «летопись Засецкого» (Софийская летопись),
• «летопись Кривоборского» (Владимирский летописец),
• «Костромская летопись» (Хронограф),
• пергаменная рукопись 1414 г. с «Житием Владимира Святославича», двинскими грамотами, Русской Правдой, Церковным уставом Владимира I, Указом о мостниках, Договором смоленского князя Мстислава Давыдовича 1228 г. с Ригою.

Приобретая различными путями рукописи для своего собрания, А. И. Мусин-Пушкин имел возможность использовать привезенные в Петербург из монастырских и церковных библиотек выдающиеся памятники Древней Руси. Представление о том, какие рукописи были собраны в Синод по августовскому указу 1791 г., можно получить из «Реестра имеющимся у господина тайного советника Синодального обер-прокурора и кавалера Алексея Ивановича Мусина-Пушкина книгам, относящимся к истории российской». Этот документ хранится в ЦГАДА в собрании Мусиных-Пушкиных.'

«Реестр» датируется временем не ранее конца 1791 — начала 1792 г., когда в Петербург из церквей и монастырей начали поступать рукописи. В «Реестре» имеется три графы: слева — номер, под которым числилась рукопись по месту своего прежнего хранения, в середине — краткое название рукописи, в графе справа-указано место прежнего хранения. Всего в нем перечислено 99 рукописей.

Приведем некоторые примеры.

Из Новгородского Софийского собора был прислан
• «Летописец преподобного Нестора» (№ 38) .

Из Невской семинарии:
• «Каталог Димитрия Ростовского о митрополитах киевских» (№ 41),
• «Летопись о царе Иване Васильевиче» (№ 43),
• «История новоисправленная от царя Иоанна Васильевича до мира Лбовского» (№ 44),
• «Книга древних российских государственных грамот» (№ 68),
• «История о Новегороде, Пскове и о разных бывших в Москве происшествиях» (№ 69),
• «Судебные статьи царя Ивана Васильевича».

От московского митрополита Платона были получены:
• «Выписка о начале славян, и повесть о победе над Мамаем»,
• «Описание посольства от царя Алексея Михайловича к имеритскому царю Алексаидру»,
• «Родословная».

Из Троице-Сергиевой лавры:
• «Летописец о древностях российского государства»,
• «Изложение о вере Анастасии и Кирилла Александрийского»,
• «Постав линии на царство царя Иоанна Васильевича»,
• «Летописец Русская земли»,
• «Повесть временных лет»,
• «Летописец о российском княжении» (<История о времянной жизни государей российских».

Из Киево-Печерской лавры:
• «Каталог архиереев российских»,
• «История о начале проименования казаков»,
• «Повесть о взятии Казани, Астрахани и Сибирского царства»,
• «Собрание о начале славенороссийского народа»,
• «Описание о Малой России».

От смоленского преосвященного:
• «Скифская история».

От казанского преосвященного:
• «Книга о создании и пленении троянском»,
• «Повесть о царствовании царей римских»,
• «Хронограф».

От астраханского преосвященного:
• «Повесть о взятии Acтрахани»,
• «Летописец от сотворения мира».

Рукописи были присланы из Тобольской, Нижегородской, Вологодской, Астраханской, Костромской епархий.

Из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря:
• «Два Хронографа, большой и малый»,
• «Два родословника»,
• «Книжки о завоевании Сибири»,
• «Описание городов и рек российских».

Из Макарьевского Желгородского монастыря:
• «Два летописца».

Но более всего Мусиным-Пушкиным было получено рукописей из Синодальной конторы. В числе их названы:
• «Кормчая харатейная»,
• «Повесть в лицах с летописанием о великих князьях»,
• «Книга глаголемая Мерило праведное»,
• несколько хронографов,
• «Описная книга. что в котором монастыре каких книг есть»
• «Летописец с лицами от XI века».


Следует сказать, что рукописи, поступившие А. И. Мусину-Пушкину из Синодального собрания, были возвращены на историческое место в конце 1792 г. Об этом свидетельствуют записи чешского слависта Йозефа Добровского в составленном им описании Патриаршего (Синодального) собрания — «Catalogus librorum slavicorum et russicorum qui servantur in Bibkiotheca Рatriarchali Moscvae».

3 ноября 1792 года Добровский записал:

Латинский текст
82. Alia Когшсаjа membran. cum subscripto in asserculo primo: Prawila soфenskia staria (est is Codex, quam vidi apud Mussin Pusskin).

403. Liber d. Merilo prawednoe, i wes istionii swet uma, oko slown, zercalo sovesti, tme swetilo, etc. Niconis Patriarchae (est, uti vidi apud Mussin-Pusskin, Kormcaja)

Русский перевод
82. Другая Кормчая пергаменная с записью на первой обложке: Правила Софейская старая (это есть Кодекс, который я видел ранее у МусинаПуш-кина).
[Речь идет об известной Клементовской кормчей 1282 г. (ГИМ, Синод № 132).]

403. Книга Мерило праведное и весь истинный свет ума, око слову, зерцало совести, тьме светило и т. п. Никона патриарха (это Кормчая, которую видел ранее у Мусина-Пушкина).**
[Рукопись Мерила праведного переписана полууставом XV — XVI вв. (ГИМ, Синод. №525).]

Как видим, эти рукописи, ранее находившиеся в Петербурге у А. И. Мусина-Пушкина, были возвращены в Москву в Синодальную контору. С рукописями, привезенными из провинциальных монастырей, обер-прокурор Синода обращался не менее деликатно. В его «Собрании российских древностей» остались наиболее заинтересовавшие его древние памятники.


Г.Н. Моисеева



Следующая страница: Перемещения Лаврентьевской летописи

 • Начало   • Литература   • «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-Пушкина   • Какие рукописи находились в собрании  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Арт-терапия Михаил Врубель Доспехи крылатых гусар 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта