Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичВенецианское вдохновениеБогатырьПортреты Н.И. Забелы-ВрубельПортрет С.И. МамонтоваДва пейзажа 1900 годаНациональные характерыПортретыЗначение рисунков с натурыАвтопортретыАналитический метод цветовых решенийПортрет В.Я. БрюсоваКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Михаил Александрович Врубель

(1856 – 1910)

Гармония цвета и души

Большое значение для творческого процесса Михаила Александровича Врубеля имели поиски цветовых гармоний. Самобытный и многообразный колорит Врубеля всегда отличают благородство и строгость цветовых сочетаний. Художник любит драматические сопоставления голубоватых, бирюзовых и лиловых цветов.

«…Палитра Врубеля опять нечто невиданное по своей гамме красок. Для образов его творчества как бы еще не хватало всей сложности современной палитры, и он прибегает к обогащению ее, вводя бронзу и алюминий в смеси красок, отчего белоснежные одежды его святых и ангелов искрятся чудным неуловимым тоном, как ни у кого. Знаменитая гамма его лиловых тонов, не та ли грань виденья цветов, за которую не переходит человек?» – писал художник Бурданов.

«Врубель колористического целого добивался не локальным цветом, не живописной цветотенью, а соотношениями цветовых пятен. Все усилия его были направлены к тому, чтобы вызвать нужный колористический эффект путем интервалов цвета. Его живопись, выражаясь музыкальным термином, обладает гармонической структурой», – писал Н. М. Тарабукин.

М.А. Врубель. Царевна-Лебедь
М.А. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900

Цветовой ключ картины Врубеля всегда неразрывно связан ее эмоциональным строем, поэтому так многообразна цветовая гармония его картин. Художник то создает нежные перламутровые цветосочетания, как в картине «Царевна-Лебедь» (1900), то погружается в таинственные сочетания зелени и лиловых цветов, как в картине «Сирень» (1900), то наполняет картину мощными аккордами горячего цвета, как в картине «К ночи» (1900), то решает ее в сдержанной серо-охристой гамме, как в картине «Пан» (1899).

М.А. Врубель. Пан
М.А. Врубель. Пан. 1899

При редкой яркости творческой фантазии художника роль натурных впечатления для его цветовых исканий была очень велика. Натурные впечатления обогащали натурные и композиционные замыслы художника и в тех случаях, когда, казалось бы, только его причудливая фантазия может справиться с мощным потоком драматических образов, полных сложного внутреннего подтекста.

Даже в работе над картиной «Демон» (1890), по свидетельству Петрова-Водкина, впечатления от натуры многое определяли в создании Врубелем образного решения картины.

М.А. Врубель. Пан
М.А. Врубель. Демон. 1890

В этом холсте уже было видно, что мастер не разъясняет, а продолжает Лермонтова, – все наивное в поэме превзойдено живописцем. «Воздушные океан» и «Хоры стройные светил» становились реальной пространственностью.

Близкие к Михаилу Александровичу рассказывали, что художник, работая над этой вещью, изучал снимки всевозможных горных нагромождений, рассматривал их обращенными сверху вниз. Часами рассматривал камни случайных форм, меняя точку зрения и их повороты.

В соединении внимательной зоркости взгляда на природные цветосочетания и закономерности формы со свободным полетом художественной фантазии заключена та убежденность, с которой художник погружает зрителя в мир своих фантастических, порой исполненных глубокого трагизма образов.


Венецианское вдохновениеВенецианское вдохновение  
Встречи художника с действительностью всегда полны серьезной сосредоточенности. Врубель никогда не довольствуется быстрым и беглым впечатлением от увиденного. Приехав в новый город, он постепенно вживался в архитектурный образ, вдумчиво постигал его своеобразие...

БогатырьБогатырь  
Впечатления от цветовых гармоний, увиденных в натуре, подчас не фиксировались художником в этюдах, однако они оказывались тем фундаментом, на котором строились в дальнейшем цветосочетания его картин. Композитор Б. К. Яновский вспоминает о Врубеле: «Каждые вечер перед закатом он брал ружье и отправлялся гулять вокруг хутора, берегом поросшего камышом пруда. Целью этих вечерних прогулок было, как он сам говорит, наблюдение за переливами красок при закатном освещении»...

Портреты Н.И. Забелы-ВрубельПортреты Н.И. Забелы-Врубель  
В работе Врубеля над портретом часто ясно проступала одна своеобразная черта его цветового видения. Рисунки к портрету Н. И. Забелы подчас снабжены легкими контурными обозначениями цветовой «мозаики» будущего портрета. Это свидетельствует о яркости цветового видения будущего портрета, причем с такой конкретностью, при которой художник может как бы схематически обозначить границу каждого цвета. Это тем более интересно, что речь идет о подготовке к акварельному портрету...

Портрет С.И. МамонтоваПортрет С.И. Мамонтова  
Энергия, сила, властность натуры умного, интересного человека – вот главная тема портрета Мамонтова. Портрет Мамонтова остался незаконченным, однако в нем мы находим не только одно из самых совершенных решений цветового строя и убедительной пластики, но и психологической выразительности. Цвет здесь глубокий, собранный, насыщенный и в то же время спокойный...

Два пейзажа 1900 годаДва пейзажа 1900 года  
Диапазон цветовых исканий художника был очень велик. Так, в 1900 году Врубель исполняет две великолепные по напряженной силе и самобытности колорита работы, решенные в совершенно различном цветовом ключе…

Национальные характерыНациональные характеры  
Интересным аспектом поисков обобщенности образа является раскрытие национального характера. Внимание к национальному характеру, к национальной красоте человека – одна из характерных черт русского гуманистического искусства. Понимание самой сути национальной красоты, со всеми особенностями духовного склада человека, когда характерность внешности далека от этнографичности, когда национальное своеобразие выражено в поэтической образной форме – именно такое понимание ее мы встречаем в искусстве Врубеля...

ПортретыПортреты  
Внутренняя сосредоточенность, глубина и серьезность взгляда моделей Врубеля создает особую атмосферу общения человека с его искусством. Оно требует внутренней очищенности от повседневной суеты, которой художник добивался в работе над портретом, при всей жизненной неповторимости его образов. Произведения Врубеля словно приглашают зрителя на долгий безмолвный диалог, в котором человеку, смотрящему на них, с каждой минутой открываются все новые и новые грани образа...

Значение рисунков с натурыЗначение рисунков с натуры  
Поэтическое осмысление мира в рисунках Врубеля возникало при первом соприкосновении его с натурой, живом, трепетном, непосредственном. Роза в стакане или раковина, рука художника или портрет Н. И. Забелы, которую Врубель рисовал и писал бессчетное число раз, все эти работы нашли свое выражение в единстве познания мира и мечты о нем. Образы поэтических вымыслов художника приобретали новую жизнь, оплодотворенные соприкосновением с натурой...

АвтопортретыАвтопортреты  
Напряженность поисков – постоянное свойство творческого процесса художника. Поиски Врубеля в искусстве всегда были пронизаны идеей величия человеческого духа, его горделивой красотой. Автопортреты художника, а их великое множество, – ответ на вопрос о роли художника в жизни людей. Автопортреты Врубеля раскрывают каждый раз новые грани понимания образа творца, иногда родного, независимого, сильного, иногда полного трагических сомнений, но всегда подлинно гуманистичного...

Аналитический метод цветовых решенийАналитический метод цветовых решений  
В творчестве Врубеля мы находим и рисунки, где художник размышляет о цветовом строе будущего портрета. Подобных рисунков мы не найдем ни у кого из художников этого времени. В этюдах многих художников мы можем встретить словесное обозначение отдельных цветов. Это как бы опора для зрительной памяти, необходимая мастеру для работы над картиной. Рисунки Врубеля совсем иные. Их появление предопределено удивительной четкостью мыслительного представления цветового строя будущего портрета. Они отражают не только присущий Врубелю характер восприятия натуры, но и в значительной степени определяются своеобразием его живописной манеры, приемами живописной «кладки» цвета...

Портрет В.Я. БрюсоваПортрет В.Я. Брюсова  
Один из самых замечательных графических портретов был исполнен Врубелем с поэта Валерия Брюсова. Врубель очень высоко ценил творчество поэта, считая его определяющим для своего времени: «В его поэзии масса мыслей и картин. Мне он нравится больше всех поэтов последнего времени». Брюсов понимал природу врубелевского гения. Он посвятил ему превосходное стихотворение, которое принес художнику на один из сеансов...


Источник: С.Капланова «От замысла и натуры к законченному произведению»



 • Начало   • Искусство   • Врубель Михаил Александрович  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Сказочник Илья Билибин Росписи по дереву Борис Кустодиев 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта