Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичВенецианское вдохновениеБогатырьПортреты Н.И. Забелы-ВрубельПортрет С.И. МамонтоваДва пейзажа 1900 годаНациональные характерыПортретыЗначение рисунков с натурыАвтопортретыАналитический метод цветовых решенийПортрет В.Я. БрюсоваКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрах
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Михаил Александрович Врубель

Национальные характеры

Интересным аспектом поисков обобщенности образа является раскрытие национального характера. Внимание к национальному характеру, к национальной красоте человека – одна из характерных черт русского гуманистического искусства. Понимание самой сути национальной красоты, со всеми особенностями духовного склада человека, когда характерность внешности далека от этнографичности, когда национальное своеобразие выражено в поэтической образной форме – именно такое понимание ее мы встречаем в искусстве Врубеля. Наиболее ярко выражают эту особенность врубелевского творчества такие его произведения, как «Испания» (1894) и «Гадалка» (1895).

В Картине «Испания» все конкретно и словно увидено в жизни – плетеная бутыль на столе и золотистое молодое вино в стаканах, шаль, брошенная на старый плетеный стул, затемненная стена комнаты и прорыв окна с ярко освещенной солнцем зеленью. В комнате трое – молодая испанка, стройная, красивая, в платье оливкового цвета и розовато-полевой шали. В ее лице сквозь внешнее сквозь внешнее спокойствие чувствуется внутреннее волнение. За ней – молодой красивый мужчина. Он стоит, горделиво подбоченясь. В образе молодого испанца – энергия, мужество и сила. А в глубине комнаты виднеется профиль пожилого человека, который задумчиво смотрит в окно и курит. Напряжение переходит в паузу. Казалось бы, все очень конкретно и в то же время художник словно нашел мгновение, которое вобрало в себя какие-то большие мысли и чувства людей, отстранившихся от всего будничного, случайного, временного. Художник словно остановил время, чтобы показать яркую национальную красоту, гордый и сильный национальный характер. Во внутренне сосредоточенности героев есть глубина и серьезность постижения жизни. Врубель захватывает зрителя возвышенным, гордым благородством женского образа. Очень выразительны руки. Гибкая смуглая рука молодой женщины держит еще не совсем распустившуюся белую розу.

М.А. Врубель. Испания (Испанка)
М.А. Врубель. Испания (Испанка). 1894

Умение раскрыть внутренний драматизм во внешнем спокойствии, без аффектации и шумных жестов – в этом сила подлинного художника-философа, который своим чутким сердцем понял и принес зрителю образ испанки, гордой и страстной, смелой и благородной. В жестах, в осанке мы чувствуем строгость и сдержанность чувств. В ее внутренней собранности мы читаем желание не расплескать чувства, владеющие ею, не показать людям то бурление страстей, которыми охвачена ее душа. Национальный характер показан в строгой отобранности качеств, в которых одновременно раскрываются общечеловеческие категории.

Умение художника за национальной характерностью и в национальном своеобразии увидеть высокий общечеловеческий смысл ощущается уже в натурных набросках. В них мы обнаруживает отдельные грани той глубины и серьезности проникновения в образ, которые находят классическое выражение в таких работах Врубеля, как «Испания» и «Гадалка».

Указанные качества присущи даже миниатюрным наброскам в письмах, которые иллюстрируют рассказ художника об увиденном и пережитом. Таков набросок «Дочь венецианского чичероне» или «Торчелло. Дочь звонаря». Даже в этих набросках в письмах, которые дают представление адресату художника о выполненных им в Италии акварелях, выражена национальная характерность.

Врубель всегда глубоко чувствовал и взволнованно наблюдал. В апреле 1885 года он писал В. Е. Савинскому из Венеции: «Как «техника» – есть только способность видеть, так «творчество» – глубоко чувствовать, а так почувствовать – не значит погрузиться в прелестную меланхолию или взвиться на крыльях пафоса, на какие так торовата наша оболочка легко впечатлевающегося наблюдателя, а значит, – забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты, прежде всего, человек».

В своей модели – будь то итальянская девочка, увиденная на улице в Торчелло, или дочь владельца ссудной кассы, щедро украшенная драгоценностями, или гадалка, раскинувшая на ковре карты, – Врубель всегда видит человека.

Врубеля привлекают люди разных национальностей. Библейская красота еврейской девочки, пластическая ясность гибких движений цыганки, страстная сдержанность движений молодой молодой испанки, грустная погруженность в свои думы старика итальянца. Это разные аспекты восприятия национального облика, за которыми стоит серьезное и глубокое постижение человеческого характера. Художник всегда внутренне подготовлен к тому, чтобы понять глубину, сложность и противоречивость человеческой души.

М.А. Врубель. Гадалка
М.А. Врубель. Гадалка. 1895

Такова картина «Гадалка». Национальная красота героини картины словно драгоценный сосуд, в котором заключено богатство человеческой души, постижение которой потребовало концентрации всех творческих сил художника и понимание которой требует внутренней сосредоточенности от зрителя.

«Герои Врубеля всегда молчат, их позы и жесты предельно сдержанны, но в своей выразительности доведены до степени непреложных «пластических формул», – пишет Н. А. Дмитриева. Однако в этой сдержанности заключена внутренняя динамика сосредоточенной духовности, которая находит свое яркое выражение не только в характерном выражении лица, но и в музыке жестов.

Особая музыкальность пластического языка Врубеля характерна и для цветового строя его полотен и для ритма его композиционных построений.

В картине «Гадалка» колористическая гамма строится на преобладающих сочетаниях оливковых и розовых цветов. Голубые карты в руках у молодой женщины привлекают внимание к ее тонким и гибким пальцам. В пластичности и гибкости ее рук – национальная характерность, подмеченная художником. Но фоне затененного справа ковра с обобщенно написанным арнаментом и приглушенного в цвете очень красиво вырисовывается плечо в обрамлении шелкового шарфа, где серо-розовые оттенки перемежаются со светло-золотистыми. Им вторит оливковое платье, темно-коричневое в тени и охристое на свету. Спор света и тени в контрастно освещенном лицеусиливает драматизм и остроту ощущения образа.

В картине взаимодействие холодных и теплых цветов, их соседство рождают из взаимообогащение. Благородно и сдержанно мерцание переливов шелковой ткани на фоне тусклого приглушенного в цвете ковра.

Работа была длительной, взволнованной. Художник возвращался к холсту уже после того, как краски высохли. Это привело к очень плохой сохранности великолепной картины.

Прекрасное лицо молодой цыганки полно внутренней сосредоточенности и особой внимательной проникновенности. Образ женщины, созданный художником, – это утверждение внутренней силы и благородства. Врубель раздвигает рамки жанрового мотива и приносит зрителю свои размышления о человеческой красоте, значительности, об огромных возможностях человеческого духа. Взгляд гадалки, теперь устремленный в глаза смотрящего на нее зрителя, заставляет отвлечься от всего будничного, повседневного, как бы призывает человека, стоящего у картины, задуматься над своей жизнью. Художник приходит к художественному обобщению, в котором заключен высоких гуманистический смысл. При всей точности характеристики национального своеобразия красоты «Гадалки» ее духовная значительность, ее внутренняя сосредоточенность предстает перед зрителем в формах общечеловеческих категорий.

С.Капланова



Следующая страница: Портреты

 • Начало   • Искусство   • Врубель Михаил Александрович   • Национальные характеры  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Борис Кустодиев Арт-терапия Михаил Врубель 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта