Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичВенецианское вдохновениеБогатырьПортреты Н.И. Забелы-ВрубельПортрет С.И. МамонтоваДва пейзажа 1900 годаНациональные характерыПортретыЗначение рисунков с натурыАвтопортретыАналитический метод цветовых решенийПортрет В.Я. БрюсоваКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Михаил Александрович Врубель

Венецианское вдохновение

Встречи художника с действительностью всегда полны серьезной сосредоточенности. Врубель никогда не довольствуется быстрым и беглым впечатлением от увиденного. Приехав в новый город, он постепенно вживался в архитектурный образ, вдумчиво постигал его своеобразие. Большой интерес для характеристики творческого процесса художника представляет письмо его В. Е. Савинскому, написанное в Венеции 4 января 1885 года: «Я довольно прочно засел в Венеции. Во-первых, потому что привез заказы с собой четырех икон Кирилловского иконостаса на цинке – одну доску трое силачей едва ворочают. Раз, – требует оседлости. Потом, я большой медлитель (кажется, ты с этим не согласен, но ты увидишь, что я много изменился) – не могу быстро справляться с тем, что меня теснит: новизна на меня сначала производит холодное впечатление декорации, потом она мне делается противной необходимостью всегда иметь ее перед собой, потом, уже исподволь, между работой и в повторяющихся невольно прогулках из своего внутреннего мирка (где у меня всегда более всего привязанностей и воспоминаний и почти ни одного стремления), я начинаю привыкать и чувствовать теплоту. Так вот, чтобы пережить все эти ступени, надо пожить и пожить в Венеции».

Постепенное постижение своеобразия пейзажа, неповторимости его красоты, преломленной в глубоко личном восприятии, приводит к тому, что Врубель создает такие удивительные шедевры, как акварель «Венеция. Мост вздохов» (1894). Акварель наполняет нас ощущением поэтической красоты города, родившего множества преданий и литературных ассоциаций.

М.А. Врубель. Венеция. Мост вздохов
М.А. Врубель. Венеция. Мост вздохов. 1894

В этом пейзаже словно найден синтез всего нежного и грусного, что связано с Венецией, это не только поэма о Венеции, но и глубокие и сосредоточенные размышления о ней.

Прозрачность серебристого воздуха, красота старинных домов, отраженных в глади канала, Мост вздохов вдали, словно «дремлющие» гондолы, солнце, которое освещает нарядные фасады домов с галереями, с окнами в обрамлении узорных рельефов – все сливается в образ, полный особой задумчивости. Архитектура живет в пейзаже, обогащая его и окрашенная им. Белые дворцы, голубое небо, зеленоватые тени гондол на прозрачной глади канала – все объединено мягкой влажностью венецианского воздуха.

Пейзаж Врубеля может быть назван в числе наиболее поэтичных образов Венеции не только в русском, но и в мировом искусстве.

Врубель обладал редкой зрительной памятью. Изучение им натуры, зоркое и пытливое, могло происходить не только в тот момент, когда он делал набросок, рисунок или эскиз с натуры. Большой интерес представляют рассказы современников о процессе работы художника.

Мурашко рассказывает о встрече с Врубелем в Венеции, где он работал над образами для Кирилловской церкви: «Работал Врубель без всякой модели: ни манекена, ни натурщицы никогда для этих образов не было. Натурщик из Академии приходил рано утром, чистил кисти и уходил. Раз попросил меня Врубель подержать и показать свою руку для руки одного из святых, но это продолжалось не более двух-трех минут. Михаил Александрович, внимательно взглянув, поблагодарил и отпустил меня». Художник настолько блистательно владел формой, что представление об образе, о пластике фигуры, жестах складывалось у него в голове. Образ богоматери был написан на основе его многочисленных этюдов, исполненных с Э. Л. Праховой еще в Киеве, и, главное, на основе поэтизированного представления о ней.

В Венеции Врубелю довелось встретить женщину, чем-то напоминавшую Прахову чертами лица, выражением чувственных губ. С нее был сделан один из превосходнейших акварельных этюдов, который внес новый оттенок в сложный процесс формирования образа.

Художник писал молодую венецианку, по всей вероятности, в своей мастерской. Он поместил ее на фоне мраморного камина, который давал огромный диапазон оттенков белого в игре светотеневых контрастов. Акварель отличается тонкой гармонией цветовой гаммы и в то же время глубиной цвета. Художник захвачен не только красотой, своеобразием и национальной характерностью молодого лица, оно пронизано драматизмом, который, вероятно, и определил интерес Врубеля к ней. Кроме того, бросается в глаза сходство с лицом Праховой, которая была первым и главным прообразом для богоматери.

Создав акварель, которая может быть названа жемчужиной среди многочисленных работ художника по удивительной красоте и гармонии цвета, художник не использовал именно этих сторон этюда для работы над иконой, которая была решена в лапидарной цветовой гамме, рассчитанной на осмотр ее в соборе, где непременным условием выразительности образа должна быть монументальность не только композиционного, но и цветового решения.

Венеция - источник вдохновения не только для художников, но и для мастеров всех художественных ремёсел. Византия унаследовала и развила римские традиции мозаичного искусства, а Венеция стала наследницей византийских технологий, которые под средиземноморским солнцем обрели новые яркие краски и новые изобразительные возможности. Сайт о художественных мозаиках:
Mosaic.su - мозаика: материалы и технологии


С.Капланова



Следующая страница: Богатырь

 • Начало   • Искусство   • Врубель Михаил Александрович   • Венецианское вдохновение  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Борис Кустодиев Арт-терапия Михаил Врубель 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта