Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичВенецианское вдохновениеБогатырьПортреты Н.И. Забелы-ВрубельПортрет С.И. МамонтоваДва пейзажа 1900 годаНациональные характерыПортретыЗначение рисунков с натурыАвтопортретыАналитический метод цветовых решенийПортрет В.Я. БрюсоваКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрах
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Михаил Александрович Врубель

Портреты Н.И. Забелы-Врубель

В прямоте обращения Врубеля к зрителю предполагается особое достоинство, которым преисполнены герои его картин. Душа Врубеля всегда была полна неугасимого творческого волнения, и это волнение порождало то горделивое достоинство, с которым Врубель представлял зрителю своих героев. Всегда, работал ли он над портретом, создавал ли сказочный образ или иллюстрацию, он помнил о том, что человек прекрасен. Что он может быть сильным, гордым и неукратимым в своих стремлениях, как бы трагически ни складывалась его судьба, какие бы рифы ни ждали его на жизненном пути.

В гуманистическом характере портретного искусства Врубеля, в красоте его идеала мы чувствуем отголоски его личного мировосприятия, отголоски большой, красивой души художника. Его мера, его требования к духовному миру человека всегда были созвучны его собственному масштабу красоты и величия человеческого духа.

В работе Врубеля над портретом часто ясно проступала одна своеобразная черта его цветового видения. Рисунки к портрету Н. И. Забелы подчас снабжены легкими контурными обозначениями цветовой «мозаики» будущего портрета. Это свидетельствует о яркости цветового видения будущего портрета, причем с такой конкретностью, при которой художник может как бы схематически обозначить границу каждого цвета. Это тем более интересно, что речь идет о подготовке к акварельному портрету.

М.А. Врубель. Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок
М.А. Врубель. Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок. 1904

Среди писем Врубеля к жене есть одно, в котором художник очень подробно и обстоятельно рассказывает о последовательности в своей работе. Речь идет о портрете Забелы на фоне березок 1904 года: «все 32 березки нарисованы, и остается их оживить красками. И еще осталась кофточка и розы на поясе. Вечером. Не писалось утром. В. А. принесла 2 чайные розы, и я устроился у них в столовой (так как день был чудесный и ели и пили на террасе), в которой окно на север. Я писал до вечернего чая и написал обе. Теперь мне осталась одна crema. Сейчас идет дождь, и я очень бы желал завтра скверного серого дня, чтобы написать березки. Но краски лица побледнели рядом с сильно написанными аксессуарами, vous apporterez des couleurs de vous promenades, и портрет будет, еще пройденный с натуры, восхитителен».

Сочетание ясности внутреннего видения, когда художник пишет портрет по воспоминаниям, вкомпоновывает в него с натуры написанные розы и затем объединяет на последних сеансах тонально противоречащие части портрета – это путь, возможный только для художника с большой яркостью цветовых представлений. Натура помогает что-то освежить, усилить, подчеркнуть. А Врубель настолько свободно владеет мастерством, что без напряжения, радостно и воодушевленно создает один из своих наиболее проникновенных лирических и гармоничных в цвете портретов.

Колорит портрета у Врубеля всегда неразрывно связан с эмоциональным замыслом. Мерцающая нежность цветовой гаммы портрета Забелы, органически связана со всем строем ее духовного мира, отношения к ней художника.

В портрете Н. И. Забелы-Врубель в летнем туалете «Empire» (1898) мазок легкий и динамичный. В моделировке портрета, пронизанного светом, есть особая вибрирующая легкость. Иная модель, иной образ и уже совсем иные живописные приемы, иное понимание системы цвета. Материальность и плотность цвета портрета Мамонтова сменяется легкостью словно мерцающего светозарного цвета. Забела-Врубель изображена в пленэре. На ней туалет, созданный по эскизу Врубеля. Сочетание сиреневых, розовых, белых и жухло-зеленых цветов создает изысканную цветовую гамму, в обрамлении которой особым светом лучатся большие глаза певицы. Задумчивая легкая полуулыбка – словно отзвук каких-то мыслей и нежности, с которой Забела смотрит на пишущего ее художника.

М.А. Врубель. Портрет Н.И. Забелы-Врубель в летнем туалете
М.А. Врубель. Портрет Н.И. Забелы-Врубель в летнем туалете. 1898

Портрет звучит как гимн красоте и женственности. Его темой стал рассказ о нежности и любви, об уме и таланте певицы. Художник пишет ее на фоне, словно сотканном из мягкого струящегося воздуха, пронизанного золотистыми лучами света. Динамика легкого мазка, гармония нежных цветов, вибрация воздуха, окружающего модель – все это создает необычайное по легкости и гармонии произведение.

Возвращаясь очень часто к одной и той же модели в бесчисленных оттенках психологических состояний, художник каждый раз утверждает красоту духовного мира человека, его богатство, его неиссякаемые возможности.

Образ Н. И. Забелы, казалось, был в этом смысле неисчерпаем. Надежда Ивановна была талантливой певицей, к которой с глубоким уважением относились лучшие композиторы того времени. Для нее писали романсы, Римский-Корсаков писал оперы с расчетом на ее участие в них. Это была певица, отмеченная ярким драматическим талантом. Поэтому взволнованные «рассказы» о ней в многочисленных рисунках Врубеля всегда открывали что-то новое и интересное в характеристике яркого творческого человека. Кроме того, Врубель с большим участием относился к ее творческой жизни. Современники рассказывают, например, как увлеченно он создавал для нее театральные костюмы. Причем, не доверяя театральной костюмерше, приходил за два часа до спектакля и сам следил за тем, как реализовывался его замысел.

М.А. Врубель. Дама в лиловом (Портрет Н.И. Забелы-Врубель)
М.А. Врубель. Дама в лиловом (Портрет Н.И. Забелы-Врубель)

Все костюмы Забелы, не только театральные или концертные, но и те, в которых он бывала обычно дома, создавались по эскизам Врубеля и всегда были образцом строгой изысканной красоты цвета, были поэтичны и не только подчеркивали обаяние внешности, но и оттеняли какую-то сторону духовного мира актрисы. Поэтому костюм в портретах Забелы работы Врубеля – очень важный компонент раскрытия образа, а отнюдь не дополнение к нему. Особенно это четко выступает в таком портрете, как «После концерта» (1905).

М.А. Врубель. После концерта. (Портрет Н.И. Забелы-Врубель)
М.А. Врубель. После концерта. (Портрет Н.И. Забелы-Врубель). 1905

Забела в платье из прозрачной нежной ткани, которая драпируется, как лепестки цветка, полулежит у камина. Розоватые отблески падают на ее голову с высокой, изысканной прической, лицо уставшее, но полное творческого подъема и радости. Интересно, что художник дает черты лица лишь легким намеком, однако ее состояние выражено четко. Поэтический и прекрасный портрет пронизан восторгом перед красотой талантливой женщины. Но этот восторг передан сдержанно, так, как можно поведать о большом и глубоком чувстве. В портрете, в легком мареве штрихов угля, мела и сангины есть особая таинственная мягкость, ощущение власти женской красоты и душевности. Рисунку, исполненному углем в сочетании с пастелью, присуща редкая для графического портрета живописность. Мягкое сфумато, в которое погружает художник свою модель, словно отражает ту бережную нежность, с которой художник работает над этим портретом.

К позднему периоду творчества Врубеля относится портрет жены художника с высокой прической блестящих пушистых волос. На лице ее мечтательное, задумчивое выражение. Это портрет не только любимой женщины, но и творческого человека. Врубель внимательно вглядывается в лицо жены. Даже родинка над губой не осталась незамеченной. Штрих струится по лицу, четкость штриха иногда смягчена резинкой. Так высветлены ухо, веки, глаза. Это придает моделировке лица особую мягкость.

На обороте листа сохранился незаконченный набросок Н. И. Забелы, который, быть может, Врубель оставил ради того, чтобы начать другой лист, перевернув бумагу.

Н.И. Забела-Врубель - прекрасная муза Михаила Врубеля - вошла в историю русского искусства не только как модель уникального художника, но и как замечательная певица. Именно Забела-Врубель исполнила премьерные партии во многих операх Николая Римского-Корсакова, для неё писали романсы и арии все русские композиторы-современники. К сожалению, певица умерла всего через три года после смерти любимого мужа, в возрасте 45 лет. Но сохранились отдельные записи её голоса - и, конечно, череда волнующих портретов музыкальной и художественной дивы.
Статьи о музыке и театре - на портале Домилями


С.Капланова



Следующая страница: Портрет С.И. Мамонтова

 • Начало   • Искусство   • Врубель Михаил Александрович   • Портреты Н.И. Забелы-Врубель  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Сказочник Илья Билибин Росписи по дереву Борис Кустодиев 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта