Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичВенецианское вдохновениеБогатырьПортреты Н.И. Забелы-ВрубельПортрет С.И. МамонтоваДва пейзажа 1900 годаНациональные характерыПортретыЗначение рисунков с натурыАвтопортретыАналитический метод цветовых решенийПортрет В.Я. БрюсоваКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Михаил Александрович Врубель

Два пейзажа 1900 года

Диапазон цветовых исканий художника был очень велик. Так, в 1900 году Врубель исполняет две великолепные по напряженной силе и самобытности колорита работы, решенные в совершенно различном цветовом ключе.

В картине «Сирень» (1900) преобладает холодный лиловатый, ночной свет. Мощные грозди сирени вздымаются как призрачные светильники, таинственные и чарующие. Ветви с прохладно-зелеными листьями и душистыми цветами, полными стихийной силы, обрамляют тонкую женскую фигуру с пышными темными волосами. В ней та же таинственная загадочность и особая манящая привлекательность. Это муза художника или просто женский образ, который привлек художника своей необычной хрупкостью и одухотворенностью. Огромные, широко расставленные глаза, своеобразное очертание губ напоминают тот тип лица, который особенно импонировал Врубелю. В чертах Праховой или венецианской девушки мы видели некоторую близость ему. В картине «Сирень» Врубель нашел ту зыбкую невидимую грань, где сказка смыкается с явью. Заросли буйно растущей сирени ночью на фоне глубокого синего неба сами по себе приобретают особую, сказочную, пленительную красоту. И вот перед мысленным взором художника возникает иное существо, в таинственной бледности которого словно отразился холодный свет цветов сирени, и, возникнув на холсте, оно воплотило в себе таинственную загадку бытия.

М.А. Врубель. Сирень
М.А. Врубель. Сирень. 1900

Зыбко и эфемерно существование этого образа. Он возник в ночи и, кажется, что так же внезапно может растаять в призрачном свете звезд. Картине предшествовало множество живописных натурных этюдов. В этих этюдах художник очень обобщенно намечает соотношение зелени и цветов сирени, пишет пастозно и динамично, заботясь в большей степени об определенности и энергии цветовых отношений, чем о тональной гармонии.

В натурном этюде маслом изображен куст сирени на фоне темной зелени травы. В картине – стихия сирени, заполнившая весь холст, лишь кусок ночного неба с горящей звездой связывает эту стихию с окружающим ее пейзажем.

В картине по сравнению, например, с эскизом 1900 года появилась «сплавленность» цвета, тональное единство, в котором особенно значительно кажется богатство и разнообразие колорита. Композиция в картине резко меняется. Соцветия сирени словно в каком-то едином порыве устремляются вверх, и это создает ощущение особой динамики, может быть, некоей взволнованной тревожной смятенности, которая разрешается в холодной и гармоничной цветовой гамме. В характере мазка, широко и энергично, есть та четкая структурная определенность, которая порой напоминает мозаику. Так написаны листья сирени, то уходящие в глубокую тень, то озаренные призрачным ночным светом.

Несмотря на таинственную сказочность замысла, в этой картине поражает точность близких к натуре цветовых соотношений. Флер поэтических и загадочных раздумий не скрывает от художника остроты и красоты цветовых гармоний, увиденных в природе. Это придает врубелевской сказочности особую близость к зрителю, заставляет сильнее звучать лирические струны его души. В поэтических образах Врубеля, в их неувядаемой прелести большую роль играет правдивая точность цветовых отношений. Несмотря на долгий путь, который проходит художник, осмысляя натуру в новой цветовой гармонии, близость к первым цветовым восприятиям играет большую роль.

И в картине «К ночи» (1900) в основу горячей сплавленности цвета, его напряженного и мощного звучания легли впечатления от таинственного свечения чертополоха в зареве вечерней зари.

М.А. Врубель. К ночи
М.А. Врубель. К ночи. 1900

Как и в картине «Сирень», художник вовлек зрителя в мир могущественной природы, где красота так всеобъемлюща, что стираются грани между сказкой и явью. Отблески красноватого света вечерней зари падают на лошадей, одна из которых тревожно вскинула голову, словно прислушиваясь к каким-то звукам вдали. Красноватый свет падает на фигуру смуглого пастуха – лешего, с лицом, заросшим густой бородой, и рожками, которые проглядываю в его густой гриве волос. Конкретная жизненная наблюденность пейзажа ощущается в небе с желтыми отсветами в сине-серой глубине, мерцании света на колючей зелени чертополоха, мощных вспышках его цветов в свете догорающего вечера.

Если в портретах художника занимала идея величия человеческого духа, то в картине, где в причудливом сочетании сказки с реальностью раскрывается особая сила и величавость, он захвачен ощущением могущества природы. Пейзаж насыщен тревогой ожидания чего-то необычайного. Тревога проскальзывает и в напряженных цветовых аккордах, горячих и таящих в себе драматическое осмысление мира. Вместе с тем мысль о волшебной красоте природы, о ее неисчерпаемых поэтических возможностях воплощена Врубелем в картине «К ночи» с особой образной силой.

Конечно, только блистательная колористическая одаренность Врубеля, его умение в чудесном цветовом сплаве выразить образы удивительной поэтической силы, дали ему возможность воплотить идею торжественного великолепия мира. Эмоциональная образность неразрывно связана с силой и темпераментностью живописи.

Двадцать первый век превратил долгое художественное любование природой в сиюминутную страсть к публикациям пейзажей и цветочных зарисовок в социальных сетях и на сайтах. Один из чуть более серьёзных проектов, соединяющих рассмотрение природы и с биологической, и с художественной стороны:
Дневник ленивого дачника.


С.Капланова



Следующая страница: Национальные характеры

 • Начало   • Искусство   • Врубель Михаил Александрович   • Два пейзажа 1900 года  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Борис Кустодиев Арт-терапия Михаил Врубель 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта