Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичВенецианское вдохновениеБогатырьПортреты Н.И. Забелы-ВрубельПортрет С.И. МамонтоваДва пейзажа 1900 годаНациональные характерыПортретыЗначение рисунков с натурыАвтопортретыАналитический метод цветовых решенийПортрет В.Я. БрюсоваКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрах
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Михаил Александрович Врубель

Богатырь

Впечатления от цветовых гармоний, увиденных в натуре, подчас не фиксировались художником в этюдах, однако они оказывались тем фундаментом, на котором строились в дальнейшем цветосочетания его картин. Композитор Б. К. Яновский вспоминает о Врубеле: «Каждые вечер перед закатом он брал ружье и отправлялся гулять вокруг хутора, берегом поросшего камышом пруда. Целью этих вечерних прогулок было, как он сам говорит, наблюдение за переливами красок при закатном освещении».

М.А. Врубель. Богатырь
М.А. Врубель. Богатырь. 1898

Рассказы Яновского о работе Врубеля, которую он наблюдал в самой непосредственной близости, раскрывают нам ее своеобразие: «Врубель предложил мне работать у него в студии; там было тихо, спокойно, никто бы мне не мешал. Предложение я принял, конечно, охотно. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря» (1898). Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. По обыкновению Врубель писал прямо из головы, без натуры, пользуясь лишь маленьким предварительным акварельным эскизом. Холст не был разделен на клетки. В первый день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углем. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый еще холст, потом чертит. Затем отойдет на несколько шагов, посмотрит, приставив к глазам руку козырьком, затем снова продолжает чертить. Начал он с головы лошади… Постепенно на холсте обозначились контуры всего «Богатыря». На этом Врубель и закончил свой рабочий день. Кстати, голова лошади, с которой он начал, долго ему не давалась; он несколько раз ее переделывал, пока не нашел удовлетворяющего его поворота. На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Дело подвигалось очень быстро, и недели через полторы мы любовались уже почти конченной картиной. Должен сказать, что в настоящее время «Богатырь» имеет несколько иной вид, благодаря тому, что он заключен в треугольник (это сделано, вероятно, помимо Врубеля), когда же картина имела квадратную форму. Показывая «Богатыря», Врубель разъяснял все ее детали. Так, относительно лошади он говорил, что ему хотелось изобразить настоящую русскую лошадь, поэтому он за образец взял тяжелого битюга-ломовика. По поводу маленьких сосенок внизу сказал, что ими он хочет намекнуть на слова былины:
Чуть выше лесу стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.

Тяжелая, грузная фигура богатыря (собственно, первоначально Врубель окрестил картину «Илья Муромец»), в которой как бы сконцентрировалась вся неизмеримая мощь и сила русской земли, русского народа, величавое спокойствие и какая-то глубокая мудрость во взоре всадника – все это производило огромное впечатление. А эти чудесные детали пейзажа, эта очаровательная музыка линий и гармония красой!»

Рассказ Яновского позволяет судить о роли творческого воображения в создании Врубелем картины. Необычайная яркость внутреннего видения цвета давала возможность Врубелю работать без натурных этюдов, опираясь на те впечатления, которые он получил от созерцания природы. Малый эскиз был первым этапом материализации замысла. Вся дальнейшая работа на холсте была как бы фиксацией того яркого представления образа, которое сложилось у Врубеля в его внутреннем видении. Богатырь Врубеля – былинный эпический герой, образ которого несет в себе высокие патриотические идеи.

При взгляде на исконно русского мощного богатыря, словно овеянного старинными русскими былинами, мотивами народных песен, вспоминается письмо Врубеля к сестре, написанное им из Абрамцева в 1891 году: «Сейчас я опять в Абрамцеве и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». Умение выразить национальный характер, которое было присуще Врубелю в самых различных жанрах искусства и в различные периоды, здесь принимает особые героические формы. Героическая трактовка образа требует и влечет за собой ту величавую неторопливость, с которой художник ведет рассказ о полюбившемся ему герое. От богатыря веет не только силой, величавой мощью, но и спокойной добротой человека большой души – это верный защитник всего справедливого, правого на земле. Богатырь Врубеля – не только олицетворение мощи и силы народной души, но и верности, справедливости. Умение увидеть в конкретном общее, показать самую сердцевину, «душу» явления – одно из характерных качеств Врубеля. В «повествовании» художника, хотя оно и лишено всякой литературной дидактики, мы слышим отголоски прямоты и благородства самого Врубеля.

Врубель умеет постигать своеобразие различных национальных характеров, которые возникают перед ним на его жизненном пути. Как же художник определяет русский национальный характер? Самое законченное выражение его художник находит в фольклорных мотивах. В образе Волховы, в напевных поэтических чертах Забелы, преображенных в творческом видении художника, в могучей несокрушимой силе «Богатыря», в мечтательном образе «Царевны-Лебедь» Врубель открывает разные грани его красоты, силы и своеобразия.

С.Капланова



Следующая страница: Портреты Н.И. Забелы-Врубель

 • Начало   • Искусство   • Врубель Михаил Александрович   • Богатырь  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Сказочник Илья Билибин Росписи по дереву Борис Кустодиев 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта