Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичВенецианское вдохновениеБогатырьПортреты Н.И. Забелы-ВрубельПортрет С.И. МамонтоваДва пейзажа 1900 годаНациональные характерыПортретыЗначение рисунков с натурыАвтопортретыАналитический метод цветовых решенийПортрет В.Я. БрюсоваКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрах
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Михаил Александрович Врубель

Аналитический метод цветовых решений

В творчестве Врубеля мы находим и рисунки, где художник размышляет о цветовом строе будущего портрета. Подобных рисунков мы не найдем ни у кого из художников этого времени. В этюдах многих художников мы можем встретить словесное обозначение отдельных цветов. Это как бы опора для зрительной памяти, необходимая мастеру для работы над картиной. Рисунки Врубеля совсем иные. Их появление предопределено удивительной четкостью мыслительного представления цветового строя будущего портрета. Они отражают не только присущий Врубелю характер восприятия натуры, но и в значительной степени определяются своеобразием его живописной манеры, приемами живописной «кладки» цвета.

С этой точки зрения интересен выполненный карандашом портрет Забелы. В рисунке намечены границы каждого цвета. Построение лица Врубель видит не только пластически, но и в цветовой раскладке, которую он намечает. Это свидетельствует о строгой аналитичности метода работы. Причем при таком приеме живое зерно образа не страдает. Даже в этом быстром рисунке, оставленном художником, казалось бы, на такой стадии, которая вовсе не предназначена для взгляда постороннего зрителя, он передал черты образной характеристики – спокойное достоинство актрисы.

Точность аналитического взгляда на мир не покидает Врубеля в период его болезни. С этой точки зрения большой интерес представляет коллекция рисунков, переданная в дар Третьяковской галерее доктором Введенским. В ряде рисунков этой серии чувствуется уверенная сила, смело и широко взятая форма, красота пластического решения. В этих рисунках характеры людей проявляются не только в чертах их лиц, но и ви их позах, жестах, в том, как они сидят. Так, например, прочно и уверенно сидит пожилой человек, легко, словно ненадолго сел юноша. В этом отразилось не только подмеченное художником минутное состояние людей, которых он наблюдает, но и проявление их характеров.

М.А. Врубель. Почтовый чиновник
М.А. Врубель. Почтовый чиновник

В некоторых рисунках, как, например, в портрете П. И. Карпова, есть острота быстро и точно найденной характеристики, художник передает глубину взгляда словно смотрящих в душу глаз. Та же острота характеристики отличает портрет «Почтовый чиновник», в котором особой силы достигает цельность общо и энергично взятой формы, красота пластического решения. В портрете больного мы видим уверенную силу, монументальность в решении рисунка, смелость построения формы.

В мужском портрете нас поражает контраст между грубоватостью полного лица в обрамлении жесткого ежика волос и напряженностью свечения жестких глаз. Художник кладет быстры точный штрих по форме и перемежает его со стремительной штриховкой, нарушающей форму и очерчивающей границу тени. Этот прием вносит особую обостренность и характеристику духовной жизни человека, изображенного в портрете.

Если даже в натурных рисунках, где восприятие увиденного ведет за собой художника, Врубель уже находит пути для монументального решения образа, обобщая форму в процессе ее первоначального познания, то еще более обнаженно мы можем наблюдать этот процесс в рисунках по воображению. Интересен с этой точки зрения лист «Голова Демона». Будучи одним из эскизных поисков образа Демона, одной из центральных тем врубелевского творчества, этот лист имеет большую самостоятельную ценность. Несмотря на трагическую смятенность, на динамическую стремительность графического решения, в рисунке есть понимание общо и целостно взятой формы, есть та подлинная цельность и монументальность, к которой неуклонно стремился Врубель в разные периоды своей жизни.

М.А. Врубель. Голова демона
М.А. Врубель. Голова демона

Беззаветная преданность искусству и красоте человеческого духа пронизывает все грани творчества художника. Он никогда не был равнодушен к искусству и миру, который его окружал. При взгляде на работы художника вспоминаются слова А. Блока: «Человек сохраняет свое достоинство тогда, когда душа его напряжена и взволнована». Струны души Врубеля звучали чисто и звонко. Никогда мы не слышим фальшивых нот в его рисунках.

Искусство через призму строительных технологий и науки представлено на сайте Строй-формула. Чтобы любоваться пирамидами - их надо построить, чтобы восхищаться картинами - их нужно нарисовать. Искусство требует не жертв, а усердия и трудолюбия. Без труда не выпилить красоты из камня и не извлечь прекрасного из растёртого пигмента.


С.Капланова



Следующая страница: Портрет В.Я. Брюсова

 • Начало   • Искусство   • Врубель Михаил Александрович   • Аналитический метод цветовых решений  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Росписи по дереву Борис Кустодиев Арт-терапия 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта