Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичВенецианское вдохновениеБогатырьПортреты Н.И. Забелы-ВрубельПортрет С.И. МамонтоваДва пейзажа 1900 годаНациональные характерыПортретыЗначение рисунков с натурыАвтопортретыАналитический метод цветовых решенийПортрет В.Я. БрюсоваКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Михаил Александрович ВрубельПортрет С.И. МамонтоваЭнергия, сила, властность натуры умного, интересного человека – вот главная тема портрета Мамонтова. Портрет Мамонтова остался незаконченным, однако в нем мы находим не только одно из самых совершенных решений цветового строя и убедительной пластики, но и психологической выразительности. Цвет здесь глубокий, собранный, насыщенный и в то же время спокойный.
Вот что пишет сам Врубель об этом портрете: «Сегодня мы – я, Ф. А. и П. И. были на Бутырках и ни души не застали дома; да и лучше, я мог свободно отдаться обозрению своих прежних вдохновений, и я вышел очень ободренный им. Портрет С. И. действительно как экспрессия, посадка, сила лепки и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а все, что сделано, более чем правдиво, – красиво и звучно». Врубель в письме беспристанно оценивет свою работу. Он как бы со стороны после некоторого перерыва во времени видит живописные и пластические качества портрета. Действительно, это одна из самых замечательных работ художника по гармонии и темпераментности цвета, по глубине и напряженности черного цвета. Произведение огромной художественной силы, оно занимает почетное место в творчестве Врубеля. Незаконченность портрета открывает перед исследователем возможность проникновения в характер живописной кладки, позволяет понять единство сложнейших задач, которые ставит перед собой художник в творческом процессе. Психологическая характеристика образа возникает, как и во многих рисунках, на саммых ранних этапах работы. Художник уже в композиционном замысле портрета, в его обрамлении аксессуарами, в соотношении портретируемого и интерьера находит отражение духовного мира человека, о котором он темпераментно рассказывает зрителю. В портрете Мамонтова особенно ясно, как блестяще проявляет себя Врубель – мастер рисунка. Четкость и ясность рисунка в живописи, которая лишина какого-либо налета «графичности», свидетельствует о том единстве колористических и если так можно сказать, «скульптурных» задач, которые ставит перед собой художник. Так вдохновенно и быстро работает художник, так энергична и тверда его рука, что он не знает сомнений. Перед нами уже ясный во всей своей психологической емкости образ, который привлекает волевой собранностью и зорким, напряженным интересом к жизни. В образе Мамонтова есть та внутренняя значительность, которая делает органичными исканиями монументальности в портрете. Мазок широкий, властный. Лепка формы цветом происходит даже на уровне подмалевка (например, «прокладка» цветом правой руки). Чувство внутренней цветовой гармонии никогда не покидает художника. Так в сочетании благородных насыщенных черных, коричневых и не покрытого цветом холста образуется единый сплав, в котором все необходимо и ничто не нарушает гармонии, как бы цветового «покоя», который строится на соотношении «волевых» энергичных цветов, глубоких и напряженных. Мазок лепит форму энергично, под стать позе и характеру Мамонтова, и характер формы подкупает нас строгой и точной архитектоникой. С.Капланова Следующая страница: Два пейзажа 1900 года
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |