Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичВенецианское вдохновениеБогатырьПортреты Н.И. Забелы-ВрубельПортрет С.И. МамонтоваДва пейзажа 1900 годаНациональные характерыПортретыЗначение рисунков с натурыАвтопортретыАналитический метод цветовых решенийПортрет В.Я. БрюсоваКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Михаил Александрович ВрубельЗначение рисунков с натурыПоэтическое осмысление мира в рисунках Врубеля возникало при первом соприкосновении его с натурой, живом, трепетном, непосредственном. Роза в стакане или раковина, рука художника или портрет Н. И. Забелы, которую Врубель рисовал и писал бессчетное число раз, все эти работы нашли свое выражение в единстве познания мира и мечты о нем. Образы поэтических вымыслов художника приобретали новую жизнь, оплодотворенные соприкосновением с натурой. А натурные рисунки художника всегда содержат в себе поэтическое зерно. В этом их сила, значительность и своеобразие. Работа с натуры была необходимым компонентом творческого познания мира художником. Даже сказочные замыслы его картин ложились на прочную основу жизненных наблюдений. Н. А. Прахов писал в своих воспоминаниях: «В кармане своей бархатной куртки М. А. Врубель постоянно носил маленький альбомчик, в который заносил все, что, бывало, случайно заинтересует его в минуту короткого отдыха по пути от дачи Богговут до Кирилловской церкви». Строгая чеканность и мастерство врубелевского натурного рисунка, этюда – результат постоянного и зоркого взгляда на жизнь во всей красоте ее опоэтизированной повседневности. Врубель умел открыть для себя и тем самым для зрителя, смотрящего на рисунок, чистоту и строгость очертаний цветка розы или ветки яблони, выразительность тонких, нервных пальцев левой руки художника. Он смотрит на свою руку, делает с нее множество набросков, и мы ощущаем в рисунке творящего художника. Аналитическая сторона творческого процесса Врубеля была характерна тем, что в ней уже заложены элементы синтеза. Натурный этюд, самый первоначальный, казалось бы, совсем беглый, всегда строго отточен и закономерен. Таковы рисунки руки художника. В превосходном рисунке художник раскрывает не только «портрет» своей руки, но и передает фактуру тонкой кожи, живой и трепетной. Руки в портретах Врубеля всегда как бы несут в себе кусочек души человека, которого он изображает, пишет ли он длительно или делает с него быстрый набросок. Отношение к рисунку с натуры, к этюду во многом формировалось у Врубеля под влиянием Чистякова и Репина. В академические годы Репин сумел приобщить Врубеля к точному и зоркому вниманию к натуре. Чистяковская школа дала ему ясность понимания структуры формы, кристальную четкость и точность ее. В самых ранних этюдах Врубеля костюмного класса мы находим то бережное отношение к натуре, то волнение перед ней, которое он сохранил на всю жизнь. Менялся характер его мастерства, его видения мира, менялось отношение к натуре, соотношения привнесенного творческой фантазией и увиденного непосредственно, но оставалось восхищение красотой того, что его окружает. Это можно проследить в самых разных ситуациях. Простыни и подушки на кровати в больнице, где человек провел мучительную бессонную ночь, вдруг напоминают нам какие-то таинственные кристаллы. В током сочетании черного и белого, в тонком тональном решении есть удивительная гармония и красота. Натурным рисункам Врубеля присуще «преображение» увиденного. Так, например, рисунку «Графин» присуща особая кристальность, «возвышенность», увиденная в самом простом бытовом предмете. Это же качество мы видим в натурном портрете мальчика. В карандашном рисунке художник подмечает своеобразие задумчивого лица, идет за натурой с вниманием, вглядываясь в лицо своей маленькой модели с заботливым интересом. Вместе с тем в этом рисунке есть тот отход от текущего момента, который несет в себе зерно обобщения, глубокую внутреннюю сосредоточенность.
В то же время порой в натурном рисунке или в акварельном листе у Врубеля мы видим четкую задачу – передать конкретное мгновенное состояние, в котором он застал свою модель. В портрете молодого человека есть точность портретного изображения, есть острота внимательного взгляда читающего и одновременно задумавшегося человека. Художник увидел ясно и четко определенное мгновение в жизни своей модели, рассказал о нем с исчерпывающей полнотой. Таким образом, в натурных рисунках и акварелях художник ставит перед собой различные задачи постижения мира. В крошечной акварели «Церковь», изображающей ночной пейзаж, есть ощущение безграничности неба. Художник любуется мерцанием звезд, строгой красотой собора и причудливостью силуэтов деревьев. В пейзаже точность увиденного сплелась с чувствами, которые вызвал в душе художника пейзаж, и он сумел пронизать его возвышенной красотой и волнением, которое наполняло его самого. Таким образом, чувства художника, работающего над натурой – такое же достояние зрителя, который впоследствии будет смотреть на его работу, как и точность его восприятий.
Литературные свитки и художественные эскизы представлены в истории искусства на сайте: С.Капланова Следующая страница: Автопортреты
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |