Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичАстраханское детство и Академия художествНачало века. Поиски света, цвета и глубиныПариж, революция, монахини, ВенецияЖанровые картины и портреты Декоративность и пластика в работах после 1910 годаРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРусская красота. 1916 годПосле революции. Купцы и купчихиДвадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Большевик и русские типыРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Борис Михайлович Кустодиев

(1878-1927)

Искусство Кустодиева глубоко национально. Оно несет в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни. Зоркая, порой насмешливая наблюдательность, умение найти радость в малозначительном, открытое приветливое отношение к людям определили характер его творчества.

А.В. Луначарский писал о нем: «Порадоваться можно Кустодиеву. В нем не только хорош здоровый, ясный, сочный реализм техники; хорошо и то, что его интересует жизнь – живая, кипучая, разнообразная, разноцветная жизнь, реальность сама по себе, а не как предлог для колористических эффектов.

Талант Кустодиева щедрый, яркий, своеобразный, был многогранен. Его одаренность колориста, изобретательность композитора и мастерство рисовальщика равноценны.

Б.М. Кустодиев. Автопортрет. 1900
Б.М. Кустодиев. Автопортрет. 1900

Решение колористических задач, всегда подчиненных смысловым задачам, занимало серьезное место в творчестве художника.

В картинах, изображающих многочисленные ярмарки, масленицы и гулянья, художник воспел красоту русской природы, народных обычаев и широту русского человека. Зимние пейзажи, на фоне которых происходят веселые масленичные гулянья, порой фееричны по сочетаниям зелено-розоватого неба и ослепительно голубого снега. Среди этой красочности природы особенно празднично ярки костюмы и разрумянившиеся лица.

Кустодиев создал множество серьезных портретных работ, выполненных то строго и сдержанно, то декоративно. Очень выразительны автопортреты художника, каждый отражает определенный этап его творческого пути и видения жизни. Превосходны лирические изображение детей и женские портреты, где сочетание сангины и карандаша или легкая акварельная подцветка рисунка передают чистоту и нежность модели. Интересны рисунки обнаженных и, наконец, линогравюры, среди них есть удивительные по экспрессии жанровые сцены, словно впитавшие в себя сочный юмор народного лубка.

Большое место в творческой жизни Кустодиева занимало театрально-декоративное искусство. Кустодиев – театральный декоратор – смел и самобытен. Оформляя спектакли, он каждый раз ищет новые приемы и новые средства художественной выразительности. В декорациях к произведениям А. Н. Островского Кустодиев близок принципам станковой живописи, сохраняя при этом всю специфику требований театральности. В эскизах декораций к «Блохе» – озорство, изобретательность и нарядная декоративность. Художник допускает ту меру условности, которая превращает спектакль в сатирическое зрелище. В эскизах костюмов всегда есть яркая и убедительная психологическая разработка образа. Художник – активный соавтор драматурга и режиссера, каждый раз покоряющий зрителя.

В своих скульптурных работах Кустодиев обнаруживает драгоценное для скульптора чувство нерасторжимой монолитности и плотности формы, острый психологизм.


Астраханское детство и Академия художествАстраханское детство и Академия художеств  
Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в семье учителя в Астрахани. Отец его рано умер. Мать Бориса Михайловича, оставшись одна с детьми, сумела озарить жизнь детей радостью и теплом. Надолго запомнились увлекательные и нарядные домашние праздники, игра матери на рояле, ее песни, которые она пела с няней за рукоделием...

Начало века. Поиски света, цвета и глубиныНачало века. Поиски света, цвета и глубины  
Очень рано Кустодиев нашел близкого друга – человека умного, тонкого, волевого – Юлию Евстафьевну Прошинскую, которая стала преданной женой Бориса Михайловича и впоследствии героически помогала ему бороться с тяжелым недугом, создала в доме счастливую, светлую среду. В ней художник в значительной степени черпал силы и тот неиссякаемый оптимизм, которым пронизано его искусство...

Париж, революция, монахини, ВенецияПариж, революция, монахини, Венеция  
После окончания в 1903 году конкурсной работы «Базар в деревне» Кустодиев удостоен звания художника и золотой медали с правом на пенсионерскую поездку за границу и по России. Он едет в Париж, где имеет возможность ознакомиться не только с классическим наследием, но и с современным французским искусством. Из Парижа он отправляется на две недели с Испанию. Парижские впечатления, работа в Прадо, изучение Веласкеса, Гойи, Эль Греко были для Кустодиева прекрасной школой живописного мастерства, временем поисков новых средств обогащения палитры...

Жанровые картины и портреты Жанровые картины и портреты  
Слава жанровой живописи Кустодиева затмевала его мастерство портретиста. Жанры Кустодиева, ликующе радостные, порой несколько насмешливые, феерические по богатству и праздничности цвета, как бы отвлекали внимание от, как правило, более строгих и сдержанных в цвете портретов. Интересно, как развивается тенденция монументальной формы в жанровой живописи, непревзойденным мастером которой был Кустодиев...

Декоративность и пластика в работах после 1910 годаДекоративность и пластика в работах после 1910 года  
Если декоративность, в период расцвета кустодиевского творчества, является наиболее характерной чертой живописного строя, то в портретах мы видим лишь элементы декоративности пластического решения. Это, по-видимому, определяется различием задач, которые ставит перед собой художник, и безусловно различным методом работы в том и другом случае...

Расцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 год  
1915 год в творчестве Кустодиева чрезвычайно плодотворен. Он характерен появлением классических, основополагающих по значению в развитии его искусства работ, таких как портрет А. И. Анисимова, «Красавица», «Купчиха». В этих совершенно различных произведениях поражает отточенность художественного замысла, строгость его воплощения. Кустодиев вступает в пору своего наивысшего подъема, когда обобщение в портрете и картине органично и естественно для него, когда мысли выливаются в образы, полные сочной жизненности и кристальной ясности идей...

Русская красота. 1916 годРусская красота. 1916 год  
«Масленица» 1916 года – радостное, феерическое, великолепное зрелище. Пейзаж, взятый широко, панорамно, вводит в мир волшебства зимнего предзакатного часа, когда небо расцвечено розовым, зеленым, желтым, когда пушистый мягкий снег вбирает в себя отблески радужного неба. На этом фоне развертывается масленичное гулянье. Проносятся лошади с бубенцами на расписных дугах, запряженные нарядными санками. Радостно балагурят седоки под яркими полостями. В глубине – карусель, балаганы и веселое бурление толпы вокруг...

После революции. Купцы и купчихиПосле революции. Купцы и купчихи  
Послереволюционное искусство художника удивительно разнообразно по направлениям творческих интересов в различных жанрах. Оно насыщенно напряженными исканиями остроты композиционных решений, цветовой звучности, скульптурной четкости формы в живописи…

Двадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Портреты  
Постоянные наблюдения, яркие впечатления от человеческих характеров, привычек, манеры носить одежду, двигаться – все это делало не только серьезными и точными портретные характеристики, но и выразительными самые маленькие фигурки людей в глубине картины, где, казалось бы, и движения и жесты не так уж и важны. Умение видеть людей наполнило веселым озорством и жизнерадостностью сцены народных гуляний. Эта зоркость помогла Кустодиеву после одной лишь поездки по праздничным улицам выполнить несколько этюдов, эскизов, набросков и по ним уже создать картины, полные молодого задора, жизненной силы и бодрости...

Двадцатые годы. Большевик и русские типыДвадцатые годы. Большевик и русские типы  
Живописец, наделенный какой-то особой животворной силой, рисовальщик, умный и виртуозный, книжный иллюстратор, театральный художзник и, наконец, скульптор, прекрасно чувствующий пластику человеческого тела, – таков Кустодиев. Его глубоко национальный талант уходит корнями в русское народное творчество. Кустодиев чутко воспринимал красоту родного искусства и умел пронизать ею свои произведения...


Слава пришла к Кустодиеву еще при жизни. И дело не только в том, что он становится экспонентом и призером международных выставок, получает ответственные заказы, имеет обширную прессу (уже в монографии Вс. Воинова приводится значительная библиография русских и зарубежных журнальных и газетных статей), но и в той любви народа, которая давала художнику большие творческие импульсы.

Если Кустодиеву довелось услышать благодарность из уст своих современников, то потомки благодарны ему еще больше – за жизнелюбие, пластически ясное, полное искристого юмора и в то же время сложнейшего психологического и социального анализа современности искусство.


С. Г. Капланова. «Новое о Кустодиеве»


 • Начало   • Искусство   • Кустодиев Борис Михайлович  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Михаил Врубель Доспехи крылатых гусар Татьяна Латукова 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта