Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичАстраханское детство и Академия художествНачало века. Поиски света, цвета и глубиныПариж, революция, монахини, ВенецияЖанровые картины и портреты Декоративность и пластика в работах после 1910 годаРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРусская красота. 1916 годПосле революции. Купцы и купчихиДвадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Большевик и русские типыРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Борис Михайлович Кустодиев

Жанровые картины и портреты

В 1906 году Кустодиев заканчивает портрет А. Д. Романовой. Следуя строго продуманному композиционному замыслу, вопреки желанию заказчика, Кустодиев пишет торжественный портрет-картину. Художник увлечен поставленной задачей. Без нажима и нарочитости он создает точный и правдивый портрет, образ представительницы своего сословия, своего времени. Это красивая, умная, холеная женщина в изысканном туалете, окруженная привычной для нее роскошью. Держится она, при всей величавости, просто, с достоинством, без всякой напыщенной горделивости.

Б.М. Кустодиев. Портрет А. Д. Романовой
Б.М. Кустодиев. Портрет А. Д. Романовой. 1906 г.

Кустодиев очень глубоко и серьезно думает о характере модели. Как всегда, приступая к решению новой художественной задачи, Кустодиев отдается работе всей душей, и только оценив самую суть явления, представшего перед ним, начинает писать. В портрете нет социального обличения, но есть предельная точность социальной оценки. Портрет был экспонирован в январе 1910 года на выставке современных женских портретов (четвертой выставке журнала «Аполлон»).

Слава жанровой живописи Кустодиева затмевала его мастерство портретиста. Жанры Кустодиева, ликующе радостные, порой несколько насмешливые, феерические по богатству и праздничности цвета, как бы отвлекали внимание от, как правило, более строгих и сдержанных в цвете портретов.

Интересно, как развивается тенденция монументальной формы в жанровой живописи, непревзойденным мастером которой был Кустодиев.

Это можно проследить при сопоставлении двух картин: «Ярмарка» 1906 года и «Ярмарка» 1908 года. В картине 1906 года цвет чистый, ясный, «нарядный». Художник пользуется локальным цветом, несколько плоскостно, в духе народного лубка трактуя фигуры. Ярмарка – это радостное событие. Молодухи щеголяют новыми платьями и пестрыми платками, старики что-то деловито обсуждают. Художник любуется россыпью народных игрушек, с удовольствием пишет расписные бадейки и свежеобструганные грабли. Кустодиев завязывает множество сюжетов, раскрывает взаимоотношение персонажей и одновременно показывает ярмарку как великолепное зрелище, которым он восхищается вместе со зрителем. Кустодиев не забывает и о красоте пейзажа. Над холщовыми навесами ярмарки поднимается церковь, видна монолитная полоса дальнего леса и небо, затянутое облаками. Художник прекрасно использует возможности гуаши, ее мягкой бархатистой фактуры.

Б.М. Кустодиев. Ярмарка. 1906 г.
Б.М. Кустодиев. Ярмарка. 1906 г.


Б.М. Кустодиев. Ярмарка. 1908 г.
Б.М. Кустодиев. Ярмарка. 1908 г.

В «Ярмарке» 1908 года, исполненной в той же технике гуаши, – совершенно иное понимание формы, нежели в картине 1906 года. Весом и чуть тяжеловесен первый план, несколько напоминающий кулисное театральное решение. Массивна фигура приказчика. На первом плане – дуги, красивые, расписные, и словно в раме, в обрамлении темного навеса с развешанным товаром – радостное пестрое зрелище ярмарки с множеством народа, освещенного ярким солнцем. Композиционное построение работы, тенденция к декоративности и в то же время к монументальности формы заставляют вспомнить этюд «Мост Риальдо в Венеции».

Это были значительные вехи на пути к достижению зрелости и самобытности художника. Кустодиевский стиль, который родился в тесном сплаве с народным искусством, связан с подлинным пониманием национального своеобразия, характера, широты русского народа, его жизнелюбия и внутренней силы.

В сложных творческих исканиях возникает новое отношение к уже, казалось бы, давно известному и любимому в художественном наследии.

Борис Михайлович пишет в 1910 году Г. К. Лукомскому: «А за последнее время у меня такая ломка и переоценка всех старых ценностей идет – вернее, старые (то есть старые мастера, греки, готика, итальянские примитивы) делаются новыми, что надо снова учиться – учиться много, долго и упорно – а главное, позабыть то, чему научили».

Огромную роль в формировании мастерства художника сыграло изучение древнерусского искусства. Кустодиев любил древнерусскую архитектуру, фреску и прекрасно чувствовал ее самобытность.

В жанровых картинах художника очень часто церковь, стоящая на пригорке, венчает пейзаж, придает единство и композиционную законченность многоголосице различных сюжетов, бурно развивающихся в различных частях картины. В его пейзажах архитектура всегда связана с жизнью.

Б.М. Кустодиев. Красная башня Троице-Сергиевой лавры. 1912 г.
Б.М. Кустодиев. Красная башня Троице-Сергиевой лавры. 1912 г.

Так, в работе 1912 года «Красная башня Троице-Сергиевой лавры» художник не только любуется величавостью памятника, но и наблюдает за повседневной жизнью, в которой есть спокойствие, характерное для быта провинциального города. В пейзаже особенно примечательно сочетание монументального лаконичного решения архитектуры и подробной занимательности рассказа о покупателях и купцах, о вывесках на маленьких лавчонках, примостившихся у подножия башни. Красота, нарядная декоративность цвета, колористическая цельность делают этот пейзаж одним из лучших в ряду кустодиевских произведений.


С.Г. Капланова



Следующая страница: Декоративность и пластика в работах после 1910 года

 • Начало   • Искусство   • Кустодиев Борис Михайлович   • Жанровые картины и портреты  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Росписи по дереву Борис Кустодиев Арт-терапия 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта