Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичАстраханское детство и Академия художествНачало века. Поиски света, цвета и глубиныПариж, революция, монахини, ВенецияЖанровые картины и портреты Декоративность и пластика в работах после 1910 годаРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРусская красота. 1916 годПосле революции. Купцы и купчихиДвадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Большевик и русские типыРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Борис Михайлович Кустодиев

Начало века. Поиски света, цвета и глубины

Очень рано Кустодиев нашел близкого друга – человека умного, тонкого, волевого – Юлию Евстафьевну Прошинскую, которая стала преданной женой Бориса Михайловича и впоследствии героически помогала ему бороться с тяжелым недугом, создала в доме счастливую, светлую среду. В ней художник в значительной степени черпал силы и тот неиссякаемый оптимизм, которым пронизано его искусство.

По рассказам Ирины Борисовны, дочери художника, Юлия Евстафьевна пользовалась неизменной любовью и уважением мужа, хотя характерами они являли собой полную противоположность. Борис Михайлович – веселый, живой, общительный, насмешливый. Юлия Евстафьевна – сдержанная, неразговорчивая, замкнутая. Она обладала большой душевной тонкостью, излучала обаяние женской нежности и доброты. Это была изящная черноволосая женщина с большими синими глазами. Кустодиев часто писал жену, причем каждый раз осуществлял новый интересный композиционный и колористический замысел. Одно оставалось неизменным во всех портретах – глубокое уважение к модели и внимательность взгляда на нее любящего художника.

В начале 1900-х годов Кустодиев уделяет большое место в своем творчестве пленэрным задачам. Живопись становится динамичной, свободной, трепетной.

Общепринято в искусствоведческой литературе мнение о существовании так называемого импрессионистического периода творчества Б. М. Кустодиева. И действительно, в портрете С. Л. Никольского (1901), в портрете В. В. Матэ (1902), в картинах «Утро» (1904) и «Сирень» (1906) мы сможем найти отражение импрессионистических исканий.

В портрете Никольского наряду с влияниями репинской живописи мы ощущаем особую остроту живописного решения, внимание к световоздушной среде.

Б.М. Кустодиев. Портрет С. Л. Никольского
Б.М. Кустодиев. Портрет С. Л. Никольского. 1901 г.

Кустодиев пишет приятного ему человека, словно любуясь его тонким одухотворенным лицом, задумчивым и немного тревожным. Руки с длинными пальцами не менее красноречивы и как бы подчеркивают душевную красоту и обаяние модели. И в то же время кажется, что встреча модели портрета со зрителем мимолетна. В том, как Никольский сидит в кресле у письменного стола, держа мягкую шляпу длинными нервными пальцами, в движении чуть приоткрытых губ есть ощущение быстро ускользающего времени. Широко и свободно написаны стол с бумагами и книгами, освещенный солнцем, кресло. Гибок и точен мазок, моделирующий лицо и фигуру Никольского.

Б.М. Кустодиев. Портрет В. В. Матэ
Б.М. Кустодиев. Портрет В. В. Матэ. 1902

В 1902 году Кустодиев создает великолепный композиционный портрет гравера В. В. Матэ. Он строит его смело и интересно, передавая одновременно увлеченность художника любимым делом и радостный покой дома, где все подчинено занятиям искусством. Кустодиев словно внезапно увидел Матэ, взглянувшего на него оторвавшись от рассмотрения гравюр. Сочетание покоя и динамики, внимание той предметной и воздушной среде, которая окружает модель, характерны для этой работы.

Портретный этюд Матэ исполнен Кустодиевым углем и сангиной. Рисунок мягкий, живописный, с контрастной светотеневой лепкой лица, умного серьезного, доброго. Гравер изображен, по-видимому, рисующим. Об этом говорят внимательная зоркость взгляда и чуть намеченный жест правой руки. Рисунок не датирован. Быть может, он связан с периодом работы над живописным портретом. В нем есть та же острота и точность психологической характеристики, доброжелательность художника к модели.

Б.М. Кустодиев. Ирина
Б.М. Кустодиев. Ирина. 1905 г.

Интерес к изображению световоздушной среды и точность тональных отношений таковы, что рисунок как бы дает представление о цветовой гамме. Это характерно для карандашного портрета «Ирина» 1905 года. Ирина лежит в конверте. Головка на подушке с кружевами. Лучистая улыбка, светлые, радостные глаза, мягкие шелковистые волосы. С необычайной нежностью художник моделирует форму детского личика с выпуклым лбом, ясно очерченными губами и носиком с круто вырезанными ноздрями.

Б.М. Кустодиев. Поле со снопами
Б.М. Кустодиев. Поле со снопами. 1905 г.

Живописная мягкость тональных отношений присуща и рисунку «Поле со снопами» (1905). Скользящий солнечный свет, особая «ласковость» прикосновения к натуре. Художник передает широту и привольность пейзажа.

Ощущение пронизанности солнцем пейзажа особенно занимало Кустодиева в картине «Сирень». В палисаднике около дома на фоне яркой летней зелени и пышно расцветшей сирени – стройная фигура молодой жены художника с крошечной дочкой на руках. Обе озарены теплыми солнечными лучами, пробивающимися сквозь листву. Картина напоена радостью бытия, материнства, согрета восхищением, с которым Кустодиев пишет жену и дочь.

Б.М. Кустодиев. Сирень
Б.М. Кустодиев. Сирень. 1906 г.

Мазок здесь динамичен, трепетен. Солнечный свет становится таким же полноправным «героем» картины, как пейзаж и молодая мать с ребенком на руках.

Обостренности колористических исканий в творчестве Кустодиева способствовало множество новых художественных впечатлений, органически воспринятых молодым художником. Они легли на почву, «взрыхленную» глубокой внутренней работой, поисками новых пластических решений, долгих и пытливых жизненных наблюдений.


С.Г. Капланова



Следующая страница: Париж, революция, монахини, Венеция

 • Начало   • Искусство   • Кустодиев Борис Михайлович   • Начало века. Поиски света, цвета и глубины  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Арт-терапия Михаил Врубель Доспехи крылатых гусар 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта