Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичАстраханское детство и Академия художествНачало века. Поиски света, цвета и глубиныПариж, революция, монахини, ВенецияЖанровые картины и портреты Декоративность и пластика в работах после 1910 годаРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРусская красота. 1916 годПосле революции. Купцы и купчихиДвадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Большевик и русские типыРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрах
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Борис Михайлович Кустодиев

Двадцатые годы. Портреты

Очень велики достижения Кустодиева в портрете этой поры. В ряде случаев у нас есть материал для суждения о ходе творческих поисков. Так, сохранился карандашный этюд к портрету композитора Д. В. Морозова 1919 года. Сопоставление рисунка с живописным полотном чрезвычайно наглядно для анализа творческого процесса художника. В этюде, нарисованном быстрым, сильным, гибким штрихом и мягкой штриховкой ребром карандаша, композитор словно исполняет что-то бравурное. В лице его, в линии чуть приоткрытых полных губ, в мягких очертаниях подбородка, в веселом взгляде темных глаз художник подчеркивает гедонистическое начало. Он убеждает в том, что этот человек с упоением может предаваться всем земным радостям.

Б.М. Кустодиев. Портрет Д. В. Морозова. 1919
Б.М. Кустодиев. Портрет Д. В. Морозова. 1919 г.

В портрете все меняется. Морозов сосредоточен, взволнован, собран. Кустодиев создает один из интереснейших в русском искусстве портретов, изображающих человека в момент творчества. Силуэт по сравнению с этюдом стал строже, энергичнее. Он полон динамики и внутренней напряженности. Лишь скульптурная группа (работы Кустодиева), изображающая сатира и нимфу, справа от фигуры композитора, на бюро, напоминает о его гедонистических пристрастиях.

Образы талантливых, ярких людей занимали Кустодиева.

В 1921 году Кустодиев изобразил Ф. И. Шаляпина на фоне великолепного масленичного гулянья, словно царящим над шумным народным празднеством. Художник восхищенно рассказывает зрителю о богатырском таланте певца. Глубокая творческая близость этих людей породила вдохновение, с которым был исполнен портрет.

Б.М. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1921
Б.М. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1921 г.

Портрет Шаляпина наиболее полно выразил стремление художника к созданию портрета-картины. Портрет написан красиво и разнообразно. Лицо, руки – тонко. Одежда более пастозно. Переход от меха к пейзажу здесь очень интересен. Художник дает вуаль по контуру, отделяющему голову (мех шапки) от пейзажа, что создает особую мягкость перехода. У Кустодиева радостное чувство звучного цвета. Его необычайная колористическая одаренность рождает богатство эмоционального ощущения мира, которое присуще его искусству.

Портрет Шаляпина строится на колористических принципах, которые обычно Кустодием исповедует в работе над картиной. Он декоративен, монументален. Те же принципы легли в основу портрета М. В. Шаляпиной 1919 года.

Б.М. Кустодиев. Портрет М.В. Шаляпиной. 1919
Б.М. Кустодиев. Портрет М.В. Шаляпиной. 1919 г.

Красивая, величавая, невозмутимая женщина в черном бархатном платье, в свободной, отороченной мехом красной кофте, оттеняющей ослепительный цвет нежной кожи. Легкий пейзаж вдали и декоративные листья темного клена на фоне зелени и золота дальних деревьев. Небо с пушистыми кучевыми облаками. В восторженной характеристики художника прекрасной женщины вдруг зазвучала диссонансная нота – руки модели. Полные, с чуть искривленным мизинцем, мягкие и в то же время хищные. Так, в сочетании несколько идеализированного красивого лица и беспощадно точно написанных рук родилась сложная и много плановая характеристика модели.

Фоны портретов Кустодиева раскрывают вкусы, привязанности или, наконец, особенности характера, обстоятельств жизни модели.

Б.М. Кустодиев. Портрет И.С. Золотаревского. 1921
Б.М. Кустодиев. Портрет И.С. Золотаревского. 1921 г.

Своего друга - архитектора Золотаревского - Кустодиев пишет у окна, за которым заснеженный городской пейзаж. Он с особым чувством моделирует внимательное, доброе лицо, изысканно решает портрет в цвете, интересно и непринужденно строит композицию.

Б.М. Кустодиев. Портрет Т. Н. Чижовой. 1924
Б.М. Кустодиев. Портрет Т. Н. Чижовой. 1924 г.

В 1924 году художник создал превосходный портрет археолога Т. Н. Чижовой, умной, молодой, красивой женщины. Композиция портрета решена просто и строго.

Портрет висел в мастерской Бориса Михайловича, где были вещи только особенно ценимые и любимые.

В течение последних лет, как и раньше, Кустодиев часто рисует и пишет Ирину. Ирина спящая, Ирина в мастерской, Ирина одевающаяся, Ирина за машинкой. Множество рисунков, в которых художник любуется живостью озорного лица, то задумчивого, то капризного, то мечтательного, пластикой тела, полного, но в то же время гибкого и стройного.

Он рисует ее бессчетное число раз обнаженной, использует этюды для живописи или гравюр. Интересен портрет, написанный с Ирины в 1926 году. Она молода, красива, элегантна. У нее плавные очертания плеч, гибкие руки с длинными пальцами и мендалевидными ногтями, свежее нежное лицо в обрамлении золотистых волос. Художник решает сложную светотеневую задачу. Свет льется справа, освещая обнаженное плечо, а лицо полузатенено шляпой, и его розовость приглушена.

Б.М. Кустодиев. Русская Венера
Б.М. Кустодиев. Русская Венера. 1925-1926 гг.

Ирина позировала и для одной из лучших картин последнего периода «Русская Венера» (1925-1926). Своеобразными были поиски образа. Помимо графических этюдов и эскизов, Кустодиев создал скульптурный этюд, в котором уже найдено пластическое зерно замысла. Путь к пластике живописного произведения через живописный этюд органичен и естественен для Кустодиева. В нем отразились искания весомой наполненности формы, монументальности и лаконизма, проходящие сквозной нитью через все зрелое творчество художника.

Б.М. Кустодиев. Портрет П.И. Нерадовского
Б.М. Кустодиев. Портрет П.И. Нерадовского. 1922 г.

В последние годы жизни было выполнено множество превосходных графических работ. Среди них портреты, первоклассные по остроте и выразительности. Таков портрет художника и искусствоведа П. И. Нерадовского (1922), которому присущи строгость построения и интеллектуальная емкость.

Б.М. Кустодиев. Портрет Н. Л. Оршанской
Б.М. Кустодиев. Портрет Н. Л. Оршанской. 1925 г.

Особое место в творчестве Бориса Михайловича занимает акварельный портрет Н. Л. Оршанской, невестки художника (1925). Портрет поражает необычайной трепетной, несколько драматической одухотворенностью. Акварель нежная, прозрачная. Оршанская позировала в изысканном черном декольтированном платье. Голова повернута в профиль. Темные волосы собраны в низкий пучок и мягкими прядями ниспадают на гибкую шею. Лицо с высоким лбом и карими глазами задумчиво и печально. Кустодиев использует свой излюбленный прием (в портрете Оршанской это легко и прозрачно написанная мастерская). Акварель изысканна и гармонична. Создан образ, пленяющий зрителя чистотой и грустной женственностью.

Большой интерес представляют два портретных рисунка этой поры. В 1922 году Кустодиев выполняет портрет шестнадцатилетней Клавы Трофимовой (дочери краснодеревщика, жившего по соседству). Точный, строгий рисунок с подцветкой цветным карандашом. Художник с удовольствием рисует красивое умное лицо и сильные гибкие руки. Художника привлекает ясность юного, серьезного лица с карими миндалевидными глазами.

В последнее десятилетие Кустодиев глубоко и многообразно решает в портретном рисунке тему талантливого, творческого человека. Он создает интереснейшие портреты музыкантов, художников, ученых. Так, во время пребывания в Гаспре в 1923 году карандашом и сангиной исполнен портрет К. Н. Игумнова. Художник с увлечением моделирует острые, чуть колючие черты лица пианиста, пытается приоткрыть для зрителя завесу над сложным и замкнутым миром его духовной жизни.

Многократно Борис Михайлович рисует П. Л. Капицу. Их связывает большая дружба. Петр Леонидович шлет художнику заботливые интересные письма, в которых сквозит любовь к Кустодиеву – человеку и художнику. Петр Леонидович посылает ему краски и продовольствие, договаривается о врачебной помощи в Германии.

Модели портретов Кустодиева не могли не оценить удивительной душевной красоты, силы, искрометного юмора Бориса Михайловича. Умение находить радость в общении с людьми очень помогало художнику в работе портретиста. Человеческие души как бы раскрывались под лучами его сердечного тепла, заботливости, внимания.

Постоянные наблюдения, яркие впечатления от человеческих характеров, привычек, манеры носить одежду, двигаться – все это делало не только серьезными и точными портретные характеристики, но и выразительными самые маленькие фигурки людей в глубине картины, где, казалось бы, и движения и жесты не так уж и важны. Умение видеть людей наполнило веселым озорством и жизнерадостностью сцены народных гуляний. Эта зоркость помогла Кустодиеву после одной лишь поездки по праздничным улицам выполнить несколько этюдов, эскизов, набросков и по ним уже создать картины, полные острого чувства новых общественных отношений, молодого задора, жизненной силы и бодрости.


С.Г. Капланова


Пётр Леонидович Капица стал основателем нескольких научных школ, и одной из них стало направление криогенной физики и технологий низких температур в Московском Энергетическом институте. Ученик П.Л. Капицы - Виктор Михайлович Бродянский - создал сильную научную группу и развил новые направления в криофизике и энергетике. Ученики В.М. Бродянского - научные внуки П.Л. Капицы - продолжают изучение сверхтекучести и сверхпроводимости. О чём все те, кто видит мир несколько шире, нежели из окна художественного музея, могут почитать на сайте Криофизика. молекулярно-кинетическая теория. Даже если вы ни слова не поймёте в научных публикациях, возможно, оцените уровень, на который прыгнула наука. Или захотите почувствовать себя немножечко Кустодиевым и написать портрет физика-современника. На который, возможно, будут ссылаться энциклопедии будущего.



Следующая страница: Двадцатые годы. Большевик и русские типы

 • Начало   • Искусство   • Кустодиев Борис Михайлович   • Двадцатые годы. Портреты  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Сказочник Илья Билибин Росписи по дереву Борис Кустодиев 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта