Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичАстраханское детство и Академия художествНачало века. Поиски света, цвета и глубиныПариж, революция, монахини, ВенецияЖанровые картины и портреты Декоративность и пластика в работах после 1910 годаРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРусская красота. 1916 годПосле революции. Купцы и купчихиДвадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Большевик и русские типыРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрах
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Борис Михайлович Кустодиев

Двадцатые годы. Большевик и русские типы

В картине «Ночной праздник на Неве» 1923 года радостное волнение художника, явившегося свидетелем рождения нового общества, восторженная любовь к любимому городу и умение изобразить красоту народного ликования сделали это полотно одной из лучших картин 20-х годов. Она полна подлинной революционной романтики. Художник словно влился в эту шумную толпу и любуется вместе с ней и торжественным, прекрасным небом, прорезанным пучками взлетающих и падающих ракет, и алыми знаменами, которые то светятся, как пламя в лучах прожекторов, то погружаются в глубокую прозрачную тень.

У художника уже нет иронии в изображении типажа, как в «Масленицах». Он смотрит на мир взволнованно и открыто.

Б.М. Кустодиев. Большевик. 1920 г.
Б.М. Кустодиев. Большевик. 1920 г.

Картина «Большевик» привлекает прямолинейной образностью символа. Большевик шагает над городом, за ним вьется уходящее в бесконечнуюю даль алое, как огонь, знамя революции. А внизу такой же бесконечный, монолитный поток людей. Здесь сила символики сочетается с кустодиевской конкретностью видения мира. Картина полна революционного пафоса.

В 1920 году художник создает серию великолепных акварелей «Русские типы», воспроизведенных издательством «Аквилон» в книге «Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева», где во всем многообразии типического и индивидуального проходят образы старой Росии.

В то же время в энергичных тушевых рисунках, исполненных для альбома «Труд» 1924 года, художник рассказывает о людях, которые стали хозяевами своей судьбы. Прошлое и настоящее сплелось в творчестве художника.

Живописец, наделенный какой-то особой животворной силой, рисовальщик, умный и виртуозный, книжный иллюстратор, театральный художзник и, наконец, скульптор, прекрасно чувствующий пластику человеческого тела, – таков Кустодиев. Его глубоко национальный талант уходит корнями в русское народное творчество. Кустодиев чутко воспринимал красоту родного искусства и умел пронизать ею свои произведения. Трудно сказать, что он ценил больше – русский лубок или городетскую роспись, вятскую или хохломскую игрушку. Но главное было в том, что он понимал суть народного искусства – умение радовать.

Искусство Кустодиева советского периода наряду с лучшими работами Петрова-Водкина, С. Герасимова, Самохвалова, Дейнеки и Кончаловского, Сарьяна, Кузнецова и многих других художников открывало новый мир, нового человека, новую героическую романтику. Преломленная в разнообразии ярких и самобытных талантов, она была источником, из которого современники могли черпать духовные силы и к которому еще долгие годы будут приникать художники разных поколений.

Искусство Кустодиево – гуманистично. При всем внимании к подробному рассказу в живописи он никогда не был риторичен или назидателен. Его жизнелюбие казалось беспредельным, оно включало в себя и восхищение жизнью, и иронию, и добродушный юмор. Он умел постичь сложнейшие социальные явления и передать их в образах, полных сочной жизни.

Кустодиев стоит не только в ряду лучших русских художников конца XIX – начала XX века, но и относится к мастерам, чье творчество принадлежит всему миру.


С.Г. Капланова



 • Начало   • Искусство   • Кустодиев Борис Михайлович   • Двадцатые годы. Большевик и русские типы  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Арт-терапия Михаил Врубель Доспехи крылатых гусар 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта