Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичАстраханское детство и Академия художествНачало века. Поиски света, цвета и глубиныПариж, революция, монахини, ВенецияЖанровые картины и портреты Декоративность и пластика в работах после 1910 годаРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРусская красота. 1916 годПосле революции. Купцы и купчихиДвадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Большевик и русские типыРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Борис Михайлович Кустодиев

Астраханское детство и Академия художеств

Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в семье учителя в Астрахани. Отец его рано умер. Мать Бориса Михайловича, оставшись одна с детьми, сумела озарить жизнь детей радостью и теплом. Надолго запомнились увлекательные и нарядные домашние праздники, игра матери на рояле, ее песни, которые она пела с няней за рукоделием.

Астрахань с ее пестрой красочной жизнью сыграла в творчестве будущего художника ту же роль, что Красноярск в становлении Сурикова как исторического живописца.

Яркие зрительные впечатления питали творческое воображение художника, давали возможность работать взволнованно, радостно темпераментно и много лет спустя, когда он был почти уже не в состоянии покидать свою мастерскую.

С 1887 года Кустодиев учится в Астраханском духовном училище, а в 1892 поступает в Астраханскую духовную семинарию. Он начинает брать уроки у прекрасного педагога Павла Алексеевича Власова, который сыграл большую роль в становлении молодого художника. Через много лет, 26 февраля 1926 года, Кустодиев, отправляя ему монографию Воинова, писал: » Посылаю Вам монографию, а вместе с ней и мою самую горячую и искреннюю благодарность за ту Вашу любовь и исключительное внимание, которое Вы оказали мне, когда я тридцать лет тому назад пришел к Вам совсем еще мальчишкой и нашел у Вас все то, что сделало меня художником: любовь к нашему искусству и фантастическое отношение к труду – без того и другого я не мыслю себе никогда принадлежности к этой почетной корпорации людей искусства».

В 1896 году Кустодиев был принят в Академию художеств и через два года уже работал в мастерской И. Е. Репина. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея. Репин И. Е.Талант его отмечали и соученики и преподаватели. Репин очень высоко ценил своего одаренного ученика. Он привлекает Кустодиева вместе с И. С. Куликовым к созданию картины «Торжественное заседание Государственного совета».

А. Я. Головин вспоминает о Кустодиеве: «Зимой следующего года в мастерской Мариинского театра начал работать в качестве моего помощника Б. М. Кустодиев. Он уже тогда был известен своим сотрудничеством с Репиным при создании картины последнего «Заседание Государственного совета». Его работы появлялись на выставках Нового общества художников в Петербурге и на выставках, устроенных Дягилевым в Париже и Берлине. Среди художественной молодежи это был один из самых талантливых людей, и вся его последующая деятельность вполне оправдала те надежды, которые на него возлагались.»

Роль Кустодиева в работе над картиной «Торжественно заседание Государственного совета» еще в должной мере не изучена. Воинов свидетельствует, что им в значительной степени написана правая часть картины. А «между строк» переписки Кустодиева и Куликова можно прочесть, что роль их в создании картины была совершенно различна. Это естественно, так как таланты художников несоизмеримы.

В период завершения картины, когда основной задачей становится колористическое объединение всех портретов сановников в единое целое, Репин отказывается от помощи Куликова как человека, не обладающего колористическим даром.

Годы, проведенные в Академии, были заполнены напряженными и постоянными поисками своего места в искусстве и в жизни.

Становление личности художника сопровождалось постоянными сомнениями и в то же время твердой убежденностью в том, что путь в искусство – это единственно возможный для него путь.

Непрерывная самозабвенная работа была связана с мучительными поисками наиболее эффективных путей овладения мастерством.

Широкая известность и признание пришли к художнику еще в то время, когда он учился в Академии художеств. Портреты этой поры отличает сдержанная и строгая цветовая гамма и внимание художника ко всей совокупности сложной духовной жизни человека.

Первые портреты Кустодиева, снискавшие ему мировую известность, такие как портреты И. Я. Билибина и С. Л. Никольского свидетельствуют о крепких нитях преемственности с портретным мастерством Репина. И в то же время это произведения, которые говорят о сложившейся творческой индивидуальности художника, о его самобытном и ярком таланте.

Б.М. Кустодиев. Портрет Ивана Билибина
Б.М. Кустодиев. Портрет Ивана Билибина. 1901
Государственный русский музей

В портрете И. Я. Билибина (1901) торжественная нарядность костюма сочетается с артистичностью, свободой и непринужденностью позы. Художник рассказывает о красоте и жизнелюбии модели. Вместе с тем Билибин в изображении Кустодиева наделен особой зоркостью художнического взгляда, глубиной талантливого человека.

Широким мазком пишет Кустодиев интерьер, более плотным одежду и наконец мягко моделирует лицо и руки. В этом портрете Кустодиев предстает перед нами как опытный мастер колорита, умелый рисовальщик и как человек, непринужденно компонующий фигуру в пространстве. В свободе живописного решения чувствуется основа живописного рисунка.

Портрет И. Я. Билибина был удостоен второй золотой медали на Международной художественной выставке в Мюнхене.

Уже в период становления творческой индивидуальности художника обнаруживается своеобразие процесса его работы над картиной. Он мысленно завязывает сложные узлы композиционных построений.

Так, 2 февраля 1898 года он сообщает матери из Петербурга: «Другой эскиз надуман, теперь только разработать осталось».

Постоянная «захваченность» темой, над которой он работает, определяла острую целенаправленность наблюдений – внимательных, зорких.

Кустодиев обладал своеобразной зрительной памятью, сохранявшей в его сознании целые куски действительности со всеми подробностями сюжетных коллизий, особенностями пейзажа, с характерностью типажа.

Однако было бы грубой ошибкой полагать, будто художник пассивно использовал этот исключительный дар и воспроизводил на холстах лишь то, что так заботливо «предоставляла» ему зрительная память. Очень велика была роль творческого воображения в процессе создания произведений.

Замыслы будущих картин, судя по многочисленным высказываниям художника, имели ту же почти осязаемую яркость, что и образы, запечатленные в его памяти.


С.Г. Капланова


Традиции детского образования, в том числе художественного и творческого, представлены в публикациях сайта: «Родительские истории». На сайте размещены публикации о русской народной игрушке и детских игрушках других культур, музейные экспонаты и артефакты из частных коллекций, дающие представление о разных подходах к развитию талантов в разные времена и на разных пространствах.



Следующая страница: Начало века. Поиски света, цвета и глубины

 • Начало   • Искусство   • Кустодиев Борис Михайлович   • Астраханское детство и Академия художеств  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Борис Кустодиев Арт-терапия Михаил Врубель 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта