Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичАстраханское детство и Академия художествНачало века. Поиски света, цвета и глубиныПариж, революция, монахини, ВенецияЖанровые картины и портреты Декоративность и пластика в работах после 1910 годаРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРусская красота. 1916 годПосле революции. Купцы и купчихиДвадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Большевик и русские типыРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Борис Михайлович Кустодиев

Париж, революция, монахини, Венеция

После окончания в 1903 году конкурсной работы «Базар в деревне» Кустодиев удостоен звания художника и золотой медали с правом на пенсионерскую поездку за границу и по России.

Он едет в Париж, где имеет возможность ознакомиться не только с классическим наследием, но и с современным французским искусством.

Из Парижа он отправляется на две недели с Испанию с художником П. Д. Шмаровым. Парижские впечатления, работа в Прадо, изучение Веласкеса, Гойи, Эль Греко были для Кустодиева прекрасной школой живописного мастерства, временем поисков новых средств обогащения палитры.

В начале 1900-х годов оттачивается мировоззрение художника. Подлинный демократизм его восприятия мира, социальная окрашенность оценок происходящего в период революции 1905 года приобретают особую остроту.

Революция властно овладела мыслями художника. Одновременно с В. А. Серовым и М. В. Добужинским Кустодиев откликается острейшей по эмоциональной силе графикой на кровавые события, завершающие подавление революции.

Б.М. Кустодиев. Вступление. 1905 г.
Б.М. Кустодиев. Вступление. 1905 г.

Он исполняет лист «Вступление». Рисунок был опубликован в журнале «Жупел» в 1905 году. Это своеобразный отклик художника на декабрьское восстание 1905 года. Кустодиев показывает героические баррикадные бои. Страшный окровавленный скелет наступает на царские войска, словно символизируя их неминуемую гибель.

В 1906 году в журнале «Адская почта» появляются сатирические портреты сановников, имевших непосредственное отношение к подавлению революции. Серия под общим названием «Олимп» включала сатирические портреты Горемыкина, Игнатьева и Дубасова, Победоносцева. Беспощадное обличение и взрывная сила этих сатирических портретов объяснялись еще и тем, что художник прекрасно изучил внешний облик и характеры подобных персонажей, работая под руководством Репина над групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». Через четыре года Кустодиев понял историческое место этих людей в исторических событиях. Позировавшие ему сановники предстают в новой кровавой роли душителей революции. Кустодиев мужественно и беспощадно обличает их сущность.

Большое место занимает в творчестве Кустодиева портрет-картина, раскрывающая типические образы острого социального смысла. Такова «Монахиня», или «Игуменья», как ее иногда называют (1908).

Б.М. Кустодиев. Монахиня (Игуменья)
Б.М. Кустодиев. Монахиня (Игуменья). 1908 г.

Игуменья у Кустодиева – властная, уверенная в себе и довольная жизнью женщина. Ее чуть одутловатое выхоленное лицо благостно. Полные руки цепко держат четки. Солнце заливает комнату, играя на сочных листьях растения и парчовой ткани, на которой лежит библия. Интерьер кельи свидетельствует о жизнелюбии хозяйки, весьма далекой от аскетизма и благочестия. Однако об этих чертах, так явственно проступающих в портрете, Кустодиев нигде в письмах не упоминает, при всей подробности рассказа о разных этапах работы над портретом. Он пишет лишь о величавости самой модели.

И вот, несмотря на восхищение моделью, умный, острый и чуть насмешливый художник видит в монахине такие черты, которые она, пожалуй, и не хотела бы раскрывать. Художник дает представление о всей сложности внешне благостного характера монахини.

В Успенском Кустодиев работал над несколькими этюдами с монахинь, собирая материал для картины «В церкви». Об одном из этюдов (очевидно, это уже не «большой портрет монахини») художник рассказывает жене в письме из Успенского: «Я только что писал чудесную монахиню – такое интересное лицо и так мне его хочется хорошо написать, а потому нахожусь в большом волнении, – так будет красиво то, что я задумал написать! Конечно, если напишу так, как это у меня нарисовано в голове…».

Это высказывание дает представление о соотношении замысла с натурными впечатлениями. Даже работая над натурным эскизом, художник, видимо, имеет четкое зрительное, то есть цветовое, композиционное представление о том, что он хочет сделать в картине или портрете.

В соотнесении непосредственно увиденного с рожденным в замыслах художника, которые, в свою очередь, опирались на натурные представления, возникали образы, полные обобщения и порой монументальности, как в портрете «Монахиня» («Игуменья»).

Подходы к такому обобщенному монументальному решению можно проследить уже в натурных этюдах 1907 года.

Б.М. Кустодиев. Кони св. Марка. Венеция. Этюд.
Б.М. Кустодиев. Кони св. Марка. Венеция. Этюд. 1907 г.

Для живописи Кустодиева этих лет характерна объемная четкость формы. Быть может, она усугублялась работой в скульптуре. Поиски скульптурной ясной формы характерны, например, для пейзажа «Венеция. Кони св. Марка» (1907). Венеция, поэтическая и нарядная, воспетая многими художниками, в восприятии Кустодиева наполнилась сочной жизненностью. Ясное небо здесь необыкновенно густой и в то же время прозрачной голубизны. Даже бронзовые кони кажутся ожившими. Венеция Кустодиева – земная, осязаемая и ликующе прекрасная.

В этюде «Мост Риальто в Венеции» (1907) есть некоторая непривычная для традиционных изображений Венеции тяжеловесность, впечатление которой создается благодаря избранному ракурсу моста. Но зато по контрасту с массивностью моста под аркой – перспектива дворцов, обрамляющих канал, легкая, радостная, словно манящая вдаль.

Пластическая ясность формы в живописи, ее весомая объемность, сменившие пленэрные искания предшествующих лет, оттачивались в скульптуре. Кустодиев увлечен скульптурой и четко делит свой день, утренние и дневные часы отдавая живописи, а вечерние – скульптуре.


С.Г. Капланова


Для любителей таинственных историй из прошлого. Монахи, монахини и тайны старых монастырей - в проекте Легенды и тайны старой Коломны.



Следующая страница: Жанровые картины и портреты

 • Начало   • Искусство   • Кустодиев Борис Михайлович   • Париж, революция, монахини, Венеция  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Росписи по дереву Борис Кустодиев Арт-терапия 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта