Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичАстраханское детство и Академия художествНачало века. Поиски света, цвета и глубиныПариж, революция, монахини, ВенецияЖанровые картины и портреты Декоративность и пластика в работах после 1910 годаРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРусская красота. 1916 годПосле революции. Купцы и купчихиДвадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Большевик и русские типыРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Борис Михайлович Кустодиев

Декоративность и пластика в работах после 1910 года

В 1909 году у художника были выявлены симптомы опухоли спинного мозга. Лечение в Швейцарии и несколько операций не смогли сохранить полноценную двигательную активность Кустодиева. С 1912 года художник перемещается в инвалидной коляске и работает полулёжа. Болезнь прогрессировала все последующие годы, постепенно лишая Кустодиева возможности работать. Однако художник не сдавался и продолжал активную творческую деятельность, даже если удавалось поработать лишь пару часов в день.


На этом этапе творческого развития черты декоративности оказываются присущи и натурному портрету. Как правило, понимание цвета в портрете, исполненном с натуры, и в картине у Кустодиева различно. Исключение составляют портреты Ф. И. Шаляпина и М. В. Шаляпиной и в какой-то мере портрет А. И. Анисимова.

Если декоративность, в период расцвета кустодиевского творчества, является наиболее характерной чертой живописного строя, то в портретах мы видим лишь элементы декоративности пластического решения. Это, по-видимому, определяется различием задач, которые ставит перед собой художник, и безусловно различным методом работы в том и другом случае.

Б.М. Кустодиев. Портрет Н.И. Зеленской
Б.М. Кустодиев. Портрет Н.И. Зеленской. 1912 г.

В портрете Н. И. Зеленской 1912 года нашли воплощение отдельные элементы декоративного понимания цвета в контрастном сочетании почти силуэтно данной женской фигуры в черном – с фоном: горным пейзажем, видным в раскрытом окне. Есть особая острота в облике стройной голубоглазой женщины с некрасивым, но очень выразительным лицом. Чувствуется единство в зыбкости вечерних отблесков солнца на заснеженных горах, хрупкости модели, нежности тонких рук и легкой полуулыбки на лице.

В творчестве Кустодиева мы редко встречаем пейзаж как таковой. Он всегда обильно заселен людьми, полон внутреннего движения.

Б.М. Кустодиев. Прогулка верхом
Б.М. Кустодиев. Прогулка верхом. 1915 г.

В портрете же пейзаж порой играет огромную роль, создавая не фон, а среду, где по-хозяйски чувствует себя человек. Пейзаж помогает раскрывать характер человека, его отношение к миру, к природе, которая его окружает. Художник дает возможность зрителю увидеть этот мир глазами модели. Такова роль пейзажа в картине «Прогулка верхом» (Б.М. Кустодиев и Ю.Е.Кустодиева) 1915 года. Спокойно идущие среди зрелых хлебов лошади, леса вдали, позлащенные солнцем, бесконечное небо со светлой рябью розовых в лучах закатного солнца облаков – все это создает ощущение радостного покоя, духовной общности едущих рядом, близких, любящих людей. Юлия Евстафьевна смотрит перед собой и как бы прислушивается к тому счастью и покою, которые наполняют ее. Борис Михайлович смотрит на нее и одновременно указывает путь.

Интересно сравнение картины с карандашным этюдом, выполненным с Юлии Евстафьевны для этой работы. В этюде (1915) молодая женщина изображено точно в той же позе, что и в картине. Но изменилось выражение лица. В этюде очень точно переданы портретные черты, черты характера Юлии Евстафьевны – мягкость, доброта, женственность. Взгляд ее спокоен и несколько будничен. Еще нет появившихся в картине радостной погруженности в природу, счастья от общения с близким ей человеком. Меняет Кустодиев и цвет костюма. Юлия Евстафьевна позировала в светлом платье. Но, видно, в картине художник стремился избежать слишком большого светлого пятна (светлая лошадь и светлое платье), которое «оторвалось» бы от фигуры самого Бориса Михайловича, изображенного в темной одежде. Изменения от этюда к картине направлены к достижению цветового единства.

Кустодиев действительно активен в современной ему художественной жизни. Он занимает в ней одно из весьма заметных мест. Наиболее прочные творческие и дружеские связи у Кустодиева сложились с художниками объединения «Мир искусства», членом которого он стал в 1910 году, после трех лет участия на выставках «Союза русских художников». Именно на выставках «Мира искусства» впервые экспонировались такие работы, как «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», портреты Золотаревского, Шаляпина и многие другие произведения, в 1918 году была показана картина Кустодиева «27 февраля 1917 года» отражавшая живой, непосредственный отклик на происходящие революционные события.

Сочная народная основа искусства Кустодиева не звучала диссонансом на выставках, а в сочетании с работами совсем другого плана создавала живую сложность явления, которое представляло собой объединение в целом. Близость Кустодиева к «Миру искусства» возникла давно. Ему импонировали интеллектуализм, яркая и разнообразная одаренность участников объединения. Кустодиева привлекали их широкий интерес к проблемам развития русского искусства на фоне единого процесса мирового искусства, поиски стиля эпохи, который выразился в синтезе живописных, графических и театрально-декорационных исканий. В жизнь «Мира искусства» самобытный талант Кустодиева вносил живую острую, полную силы и энергии.


С.Г. Капланова


Читайте статьи и обзоры, посвящённые живописи и декоративному искусству на многотематическом портале «Жми»: Жми! Культура и искусство.



Следующая страница: Расцвет мастерства. Плодотворный 1915 год

 • Начало   • Искусство   • Кустодиев Борис Михайлович   • Декоративность и пластика в работах после 1910 года  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Михаил Врубель Доспехи крылатых гусар Татьяна Латукова 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта