![]() |
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичАстраханское детство и Академия художествНачало века. Поиски света, цвета и глубиныПариж, революция, монахини, ВенецияЖанровые картины и портреты Декоративность и пластика в работах после 1910 годаРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРусская красота. 1916 годПосле революции. Купцы и купчихиДвадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Большевик и русские типыРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Борис Михайлович КустодиевАстраханское детство и Академия художествБорис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в семье учителя в Астрахани. Отец его рано умер. Мать Бориса Михайловича, оставшись одна с детьми, сумела озарить жизнь детей радостью и теплом. Надолго запомнились увлекательные и нарядные домашние праздники, игра матери на рояле, ее песни, которые она пела с няней за рукоделием. Астрахань с ее пестрой красочной жизнью сыграла в творчестве будущего художника ту же роль, что Красноярск в становлении Сурикова как исторического живописца. Яркие зрительные впечатления питали творческое воображение художника, давали возможность работать взволнованно, радостно темпераментно и много лет спустя, когда он был почти уже не в состоянии покидать свою мастерскую. С 1887 года Кустодиев учится в Астраханском духовном училище, а в 1892 поступает в Астраханскую духовную семинарию. Он начинает брать уроки у прекрасного педагога Павла Алексеевича Власова, который сыграл большую роль в становлении молодого художника. Через много лет, 26 февраля 1926 года, Кустодиев, отправляя ему монографию Воинова, писал: » Посылаю Вам монографию, а вместе с ней и мою самую горячую и искреннюю благодарность за ту Вашу любовь и исключительное внимание, которое Вы оказали мне, когда я тридцать лет тому назад пришел к Вам совсем еще мальчишкой и нашел у Вас все то, что сделало меня художником: любовь к нашему искусству и фантастическое отношение к труду – без того и другого я не мыслю себе никогда принадлежности к этой почетной корпорации людей искусства». В 1896 году Кустодиев был принят в Академию художеств и через два года уже работал в мастерской И. Е. Репина. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея. Репин И. Е.Талант его отмечали и соученики и преподаватели. Репин очень высоко ценил своего одаренного ученика. Он привлекает Кустодиева вместе с И. С. Куликовым к созданию картины «Торжественное заседание Государственного совета». А. Я. Головин вспоминает о Кустодиеве: «Зимой следующего года в мастерской Мариинского театра начал работать в качестве моего помощника Б. М. Кустодиев. Он уже тогда был известен своим сотрудничеством с Репиным при создании картины последнего «Заседание Государственного совета». Его работы появлялись на выставках Нового общества художников в Петербурге и на выставках, устроенных Дягилевым в Париже и Берлине. Среди художественной молодежи это был один из самых талантливых людей, и вся его последующая деятельность вполне оправдала те надежды, которые на него возлагались.» Роль Кустодиева в работе над картиной «Торжественно заседание Государственного совета» еще в должной мере не изучена. Воинов свидетельствует, что им в значительной степени написана правая часть картины. А «между строк» переписки Кустодиева и Куликова можно прочесть, что роль их в создании картины была совершенно различна. Это естественно, так как таланты художников несоизмеримы. В период завершения картины, когда основной задачей становится колористическое объединение всех портретов сановников в единое целое, Репин отказывается от помощи Куликова как человека, не обладающего колористическим даром. Годы, проведенные в Академии, были заполнены напряженными и постоянными поисками своего места в искусстве и в жизни. Становление личности художника сопровождалось постоянными сомнениями и в то же время твердой убежденностью в том, что путь в искусство – это единственно возможный для него путь. Непрерывная самозабвенная работа была связана с мучительными поисками наиболее эффективных путей овладения мастерством. Широкая известность и признание пришли к художнику еще в то время, когда он учился в Академии художеств. Портреты этой поры отличает сдержанная и строгая цветовая гамма и внимание художника ко всей совокупности сложной духовной жизни человека. Первые портреты Кустодиева, снискавшие ему мировую известность, такие как портреты И. Я. Билибина и С. Л. Никольского свидетельствуют о крепких нитях преемственности с портретным мастерством Репина. И в то же время это произведения, которые говорят о сложившейся творческой индивидуальности художника, о его самобытном и ярком таланте.
В портрете И. Я. Билибина (1901) торжественная нарядность костюма сочетается с артистичностью, свободой и непринужденностью позы. Художник рассказывает о красоте и жизнелюбии модели. Вместе с тем Билибин в изображении Кустодиева наделен особой зоркостью художнического взгляда, глубиной талантливого человека. Широким мазком пишет Кустодиев интерьер, более плотным одежду и наконец мягко моделирует лицо и руки. В этом портрете Кустодиев предстает перед нами как опытный мастер колорита, умелый рисовальщик и как человек, непринужденно компонующий фигуру в пространстве. В свободе живописного решения чувствуется основа живописного рисунка. Портрет И. Я. Билибина был удостоен второй золотой медали на Международной художественной выставке в Мюнхене. Уже в период становления творческой индивидуальности художника обнаруживается своеобразие процесса его работы над картиной. Он мысленно завязывает сложные узлы композиционных построений. Так, 2 февраля 1898 года он сообщает матери из Петербурга: «Другой эскиз надуман, теперь только разработать осталось». Постоянная «захваченность» темой, над которой он работает, определяла острую целенаправленность наблюдений – внимательных, зорких. Кустодиев обладал своеобразной зрительной памятью, сохранявшей в его сознании целые куски действительности со всеми подробностями сюжетных коллизий, особенностями пейзажа, с характерностью типажа. Однако было бы грубой ошибкой полагать, будто художник пассивно использовал этот исключительный дар и воспроизводил на холстах лишь то, что так заботливо «предоставляла» ему зрительная память. Очень велика была роль творческого воображения в процессе создания произведений. Замыслы будущих картин, судя по многочисленным высказываниям художника, имели ту же почти осязаемую яркость, что и образы, запечатленные в его памяти. С.Г. Капланова Традиции детского образования, в том числе художественного и творческого, представлены в публикациях сайта: «Родительские истории». На сайте размещены публикации о русской народной игрушке и детских игрушках других культур, музейные экспонаты и артефакты из частных коллекций, дающие представление о разных подходах к развитию талантов в разные времена и на разных пространствах. Следующая страница: Начало века. Поиски света, цвета и глубины
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |