Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичАстраханское детство и Академия художествНачало века. Поиски света, цвета и глубиныПариж, революция, монахини, ВенецияЖанровые картины и портреты Декоративность и пластика в работах после 1910 годаРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРусская красота. 1916 годПосле революции. Купцы и купчихиДвадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Большевик и русские типыРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Борис Михайлович КустодиевДвадцатые годы. ПортретыОчень велики достижения Кустодиева в портрете этой поры. В ряде случаев у нас есть материал для суждения о ходе творческих поисков. Так, сохранился карандашный этюд к портрету композитора Д. В. Морозова 1919 года. Сопоставление рисунка с живописным полотном чрезвычайно наглядно для анализа творческого процесса художника. В этюде, нарисованном быстрым, сильным, гибким штрихом и мягкой штриховкой ребром карандаша, композитор словно исполняет что-то бравурное. В лице его, в линии чуть приоткрытых полных губ, в мягких очертаниях подбородка, в веселом взгляде темных глаз художник подчеркивает гедонистическое начало. Он убеждает в том, что этот человек с упоением может предаваться всем земным радостям.
В портрете все меняется. Морозов сосредоточен, взволнован, собран. Кустодиев создает один из интереснейших в русском искусстве портретов, изображающих человека в момент творчества. Силуэт по сравнению с этюдом стал строже, энергичнее. Он полон динамики и внутренней напряженности. Лишь скульптурная группа (работы Кустодиева), изображающая сатира и нимфу, справа от фигуры композитора, на бюро, напоминает о его гедонистических пристрастиях. Образы талантливых, ярких людей занимали Кустодиева. В 1921 году Кустодиев изобразил Ф. И. Шаляпина на фоне великолепного масленичного гулянья, словно царящим над шумным народным празднеством. Художник восхищенно рассказывает зрителю о богатырском таланте певца. Глубокая творческая близость этих людей породила вдохновение, с которым был исполнен портрет.
Портрет Шаляпина наиболее полно выразил стремление художника к созданию портрета-картины. Портрет написан красиво и разнообразно. Лицо, руки – тонко. Одежда более пастозно. Переход от меха к пейзажу здесь очень интересен. Художник дает вуаль по контуру, отделяющему голову (мех шапки) от пейзажа, что создает особую мягкость перехода. У Кустодиева радостное чувство звучного цвета. Его необычайная колористическая одаренность рождает богатство эмоционального ощущения мира, которое присуще его искусству. Портрет Шаляпина строится на колористических принципах, которые обычно Кустодием исповедует в работе над картиной. Он декоративен, монументален. Те же принципы легли в основу портрета М. В. Шаляпиной 1919 года.
Красивая, величавая, невозмутимая женщина в черном бархатном платье, в свободной, отороченной мехом красной кофте, оттеняющей ослепительный цвет нежной кожи. Легкий пейзаж вдали и декоративные листья темного клена на фоне зелени и золота дальних деревьев. Небо с пушистыми кучевыми облаками. В восторженной характеристики художника прекрасной женщины вдруг зазвучала диссонансная нота – руки модели. Полные, с чуть искривленным мизинцем, мягкие и в то же время хищные. Так, в сочетании несколько идеализированного красивого лица и беспощадно точно написанных рук родилась сложная и много плановая характеристика модели. Фоны портретов Кустодиева раскрывают вкусы, привязанности или, наконец, особенности характера, обстоятельств жизни модели.
Своего друга - архитектора Золотаревского - Кустодиев пишет у окна, за которым заснеженный городской пейзаж. Он с особым чувством моделирует внимательное, доброе лицо, изысканно решает портрет в цвете, интересно и непринужденно строит композицию.
В 1924 году художник создал превосходный портрет археолога Т. Н. Чижовой, умной, молодой, красивой женщины. Композиция портрета решена просто и строго. Портрет висел в мастерской Бориса Михайловича, где были вещи только особенно ценимые и любимые. В течение последних лет, как и раньше, Кустодиев часто рисует и пишет Ирину. Ирина спящая, Ирина в мастерской, Ирина одевающаяся, Ирина за машинкой. Множество рисунков, в которых художник любуется живостью озорного лица, то задумчивого, то капризного, то мечтательного, пластикой тела, полного, но в то же время гибкого и стройного. Он рисует ее бессчетное число раз обнаженной, использует этюды для живописи или гравюр. Интересен портрет, написанный с Ирины в 1926 году. Она молода, красива, элегантна. У нее плавные очертания плеч, гибкие руки с длинными пальцами и мендалевидными ногтями, свежее нежное лицо в обрамлении золотистых волос. Художник решает сложную светотеневую задачу. Свет льется справа, освещая обнаженное плечо, а лицо полузатенено шляпой, и его розовость приглушена.
Ирина позировала и для одной из лучших картин последнего периода «Русская Венера» (1925-1926). Своеобразными были поиски образа. Помимо графических этюдов и эскизов, Кустодиев создал скульптурный этюд, в котором уже найдено пластическое зерно замысла. Путь к пластике живописного произведения через живописный этюд органичен и естественен для Кустодиева. В нем отразились искания весомой наполненности формы, монументальности и лаконизма, проходящие сквозной нитью через все зрелое творчество художника.
В последние годы жизни было выполнено множество превосходных графических работ. Среди них портреты, первоклассные по остроте и выразительности. Таков портрет художника и искусствоведа П. И. Нерадовского (1922), которому присущи строгость построения и интеллектуальная емкость.
Особое место в творчестве Бориса Михайловича занимает акварельный портрет Н. Л. Оршанской, невестки художника (1925). Портрет поражает необычайной трепетной, несколько драматической одухотворенностью. Акварель нежная, прозрачная. Оршанская позировала в изысканном черном декольтированном платье. Голова повернута в профиль. Темные волосы собраны в низкий пучок и мягкими прядями ниспадают на гибкую шею. Лицо с высоким лбом и карими глазами задумчиво и печально. Кустодиев использует свой излюбленный прием (в портрете Оршанской это легко и прозрачно написанная мастерская). Акварель изысканна и гармонична. Создан образ, пленяющий зрителя чистотой и грустной женственностью. Большой интерес представляют два портретных рисунка этой поры. В 1922 году Кустодиев выполняет портрет шестнадцатилетней Клавы Трофимовой (дочери краснодеревщика, жившего по соседству). Точный, строгий рисунок с подцветкой цветным карандашом. Художник с удовольствием рисует красивое умное лицо и сильные гибкие руки. Художника привлекает ясность юного, серьезного лица с карими миндалевидными глазами. В последнее десятилетие Кустодиев глубоко и многообразно решает в портретном рисунке тему талантливого, творческого человека. Он создает интереснейшие портреты музыкантов, художников, ученых. Так, во время пребывания в Гаспре в 1923 году карандашом и сангиной исполнен портрет К. Н. Игумнова. Художник с увлечением моделирует острые, чуть колючие черты лица пианиста, пытается приоткрыть для зрителя завесу над сложным и замкнутым миром его духовной жизни. Многократно Борис Михайлович рисует П. Л. Капицу. Их связывает большая дружба. Петр Леонидович шлет художнику заботливые интересные письма, в которых сквозит любовь к Кустодиеву – человеку и художнику. Петр Леонидович посылает ему краски и продовольствие, договаривается о врачебной помощи в Германии. Модели портретов Кустодиева не могли не оценить удивительной душевной красоты, силы, искрометного юмора Бориса Михайловича. Умение находить радость в общении с людьми очень помогало художнику в работе портретиста. Человеческие души как бы раскрывались под лучами его сердечного тепла, заботливости, внимания. Постоянные наблюдения, яркие впечатления от человеческих характеров, привычек, манеры носить одежду, двигаться – все это делало не только серьезными и точными портретные характеристики, но и выразительными самые маленькие фигурки людей в глубине картины, где, казалось бы, и движения и жесты не так уж и важны. Умение видеть людей наполнило веселым озорством и жизнерадостностью сцены народных гуляний. Эта зоркость помогла Кустодиеву после одной лишь поездки по праздничным улицам выполнить несколько этюдов, эскизов, набросков и по ним уже создать картины, полные острого чувства новых общественных отношений, молодого задора, жизненной силы и бодрости. С.Г. Капланова Пётр Леонидович Капица стал основателем нескольких научных школ, и одной из них стало направление криогенной физики и технологий низких температур в Московском Энергетическом институте. Ученик П.Л. Капицы - Виктор Михайлович Бродянский - создал сильную научную группу и развил новые направления в криофизике и энергетике. Ученики В.М. Бродянского - научные внуки П.Л. Капицы - продолжают изучение сверхтекучести и сверхпроводимости. О чём все те, кто видит мир несколько шире, нежели из окна художественного музея, могут почитать на сайте Криофизика. молекулярно-кинетическая теория. Даже если вы ни слова не поймёте в научных публикациях, возможно, оцените уровень, на который прыгнула наука. Или захотите почувствовать себя немножечко Кустодиевым и написать портрет физика-современника. На который, возможно, будут ссылаться энциклопедии будущего. Следующая страница: Двадцатые годы. Большевик и русские типы
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |