Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичАстраханское детство и Академия художествНачало века. Поиски света, цвета и глубиныПариж, революция, монахини, ВенецияЖанровые картины и портреты Декоративность и пластика в работах после 1910 годаРасцвет мастерства. Плодотворный 1915 годРусская красота. 1916 годПосле революции. Купцы и купчихиДвадцатые годы. ПортретыДвадцатые годы. Большевик и русские типыРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия Киевская Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки Галерея | Борис Михайлович КустодиевЖанровые картины и портретыВ 1906 году Кустодиев заканчивает портрет А. Д. Романовой. Следуя строго продуманному композиционному замыслу, вопреки желанию заказчика, Кустодиев пишет торжественный портрет-картину. Художник увлечен поставленной задачей. Без нажима и нарочитости он создает точный и правдивый портрет, образ представительницы своего сословия, своего времени. Это красивая, умная, холеная женщина в изысканном туалете, окруженная привычной для нее роскошью. Держится она, при всей величавости, просто, с достоинством, без всякой напыщенной горделивости.
Кустодиев очень глубоко и серьезно думает о характере модели. Как всегда, приступая к решению новой художественной задачи, Кустодиев отдается работе всей душей, и только оценив самую суть явления, представшего перед ним, начинает писать. В портрете нет социального обличения, но есть предельная точность социальной оценки. Портрет был экспонирован в январе 1910 года на выставке современных женских портретов (четвертой выставке журнала «Аполлон»). Слава жанровой живописи Кустодиева затмевала его мастерство портретиста. Жанры Кустодиева, ликующе радостные, порой несколько насмешливые, феерические по богатству и праздничности цвета, как бы отвлекали внимание от, как правило, более строгих и сдержанных в цвете портретов. Интересно, как развивается тенденция монументальной формы в жанровой живописи, непревзойденным мастером которой был Кустодиев. Это можно проследить при сопоставлении двух картин: «Ярмарка» 1906 года и «Ярмарка» 1908 года. В картине 1906 года цвет чистый, ясный, «нарядный». Художник пользуется локальным цветом, несколько плоскостно, в духе народного лубка трактуя фигуры. Ярмарка – это радостное событие. Молодухи щеголяют новыми платьями и пестрыми платками, старики что-то деловито обсуждают. Художник любуется россыпью народных игрушек, с удовольствием пишет расписные бадейки и свежеобструганные грабли. Кустодиев завязывает множество сюжетов, раскрывает взаимоотношение персонажей и одновременно показывает ярмарку как великолепное зрелище, которым он восхищается вместе со зрителем. Кустодиев не забывает и о красоте пейзажа. Над холщовыми навесами ярмарки поднимается церковь, видна монолитная полоса дальнего леса и небо, затянутое облаками. Художник прекрасно использует возможности гуаши, ее мягкой бархатистой фактуры.
В «Ярмарке» 1908 года, исполненной в той же технике гуаши, – совершенно иное понимание формы, нежели в картине 1906 года. Весом и чуть тяжеловесен первый план, несколько напоминающий кулисное театральное решение. Массивна фигура приказчика. На первом плане – дуги, красивые, расписные, и словно в раме, в обрамлении темного навеса с развешанным товаром – радостное пестрое зрелище ярмарки с множеством народа, освещенного ярким солнцем. Композиционное построение работы, тенденция к декоративности и в то же время к монументальности формы заставляют вспомнить этюд «Мост Риальдо в Венеции». Это были значительные вехи на пути к достижению зрелости и самобытности художника. Кустодиевский стиль, который родился в тесном сплаве с народным искусством, связан с подлинным пониманием национального своеобразия, характера, широты русского народа, его жизнелюбия и внутренней силы. В сложных творческих исканиях возникает новое отношение к уже, казалось бы, давно известному и любимому в художественном наследии. Борис Михайлович пишет в 1910 году Г. К. Лукомскому: «А за последнее время у меня такая ломка и переоценка всех старых ценностей идет – вернее, старые (то есть старые мастера, греки, готика, итальянские примитивы) делаются новыми, что надо снова учиться – учиться много, долго и упорно – а главное, позабыть то, чему научили». Огромную роль в формировании мастерства художника сыграло изучение древнерусского искусства. Кустодиев любил древнерусскую архитектуру, фреску и прекрасно чувствовал ее самобытность. В жанровых картинах художника очень часто церковь, стоящая на пригорке, венчает пейзаж, придает единство и композиционную законченность многоголосице различных сюжетов, бурно развивающихся в различных частях картины. В его пейзажах архитектура всегда связана с жизнью.
Так, в работе 1912 года «Красная башня Троице-Сергиевой лавры» художник не только любуется величавостью памятника, но и наблюдает за повседневной жизнью, в которой есть спокойствие, характерное для быта провинциального города. В пейзаже особенно примечательно сочетание монументального лаконичного решения архитектуры и подробной занимательности рассказа о покупателях и купцах, о вывесках на маленьких лавчонках, примостившихся у подножия башни. Красота, нарядная декоративность цвета, колористическая цельность делают этот пейзаж одним из лучших в ряду кустодиевских произведений. С.Г. Капланова Следующая страница: Декоративность и пластика в работах после 1910 года
|
Искусство | История | Литература | Психология | Галерея |
© Альманах «Дизайн-профи», 2021. Визуальная культура, красота и эстетика. История искусства, художественная современность. Психология прекрасного, гармоничная среда. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. |
Билибин Врубель Кустодиев |
Польгуева Латукова |
Профиль Контакты Карта сайта |